«Мягкая сила» Запада в отношении России: немецкий взгляд

Глава отделения Фонда Конрада Аденауэра в Москве Клаудиа Кроуфорд (Claudia Crawford) опубликовала большую статью «Год после аннексии Крыма», в которой оценивает текущую общественно-политическую ситуацию в России, а также дает рекомендации западным странам через инструменты «мягкой силы» оказывать активное воздействие на российское общество с целью изменения политики руководства России в украинском вопросе. 

По мнению автора, в России большинство населения поддерживает Владимира Путина и его действия, начиная с момента присоединения Крыма.

За прошедший год в России произошло ощутимое изменение настроений по отношению к Западу. На изменения мнения населения РФ сильное воздействие оказывает пропаганда, прежде всего по телевидению. Пропаганда воздействует на общество, у которого мало собственного международного опыта. По словам Льва Гудкова, только у 18% россиян есть заграничные паспорта. На этом фоне было, возможно, является ошибкой сохранение визовых ограничений Шенгенской зоны для россиян. 

В стране доминирует политическая атмосфера страха. Как показывает убийство Б. Немцова, страх небезоснователен. В России поднимает голову национализм: 22 марта 2015 в Петербурге собирались националисты Европы из Германии, Британии, Греции и России (указание на партию «Родина» и связанного с ней Д. Рогозина).

При этом настроения населения России не коррелируют с экономической ситуацией. Это связано с тем, что российское население много выстрадало. После крушения жизненных стандартов в 1990-е годы улучшение ситуации в 2000-е связывается с именем Путина, а не с повышением цен на нефть. 
Путин считается защищающим страну от внешней угрозы. Если противоречия в связи с Украиной разрешаться, тогда внимание населения снова может быть обращено на внутриполитическую ситуацию и тем самым на оценку экономического положения, что в свою очередь может привести к росту недовольства.

Поворот России от Запада – постепенный процесс, начало которого трудно определить.
Россия пытается вернуть себе вес одной из ведущих мировых держав, развивая активность в БРИКС и начав создание Евразийского экономического союза. В последнем случае ряд мер и шагов очень прагматичны и направлены на создание единого экономического пространства по образцу ЕС, несмотря на то, что этот интеграционное объединение является политическим проектом.
Россия очень болезненно переживает утерю статуса сверхдержавы. Не в последнюю очередь потому, что западные партнёры её интересы и желания с её точки зрения игнорировали. Последний раз – при переговорах ЕС об ассоциации с Украиной.

Для русских сближение какой-либо страны с ЕС означает сближение этой стран с НАТО. А расширение НАТО на восток рассматривается как угроза. Хотя никто не понуждал какую-либо страну входить в НАТО и ЕС, Евросоюзу стоило предвидеть, что подписание соглашения с Украиной приведёт к постановке вопроса о вхождении страны в ЕС, тем более что ЕС со своей стороны не был готов к перспективе такого вхождения.

Путин и его ближний круг опасаются ещё одной угрозы – «цветной революции».
Конфликт вокруг Украины показывает, что в противостоянии с Западом у России собственные представления о цене, не связанные с экономическими параметрами. Россия, несмотря на ухудшающиеся показатели экономического развития, продолжает перевооружение своих Вооружённых сил, расходы на которые достигли 4,2% ВВП. Как число военных манёвров, так и число нарушений воздушного пространства стран-членов ЕС растёт.

Меры ЕС по отношению к РФ правильные. Но маловероятно, что санкции в краткосрочной перспективе приведут к изменению политики России. Западные партнёры должны дальше ограничивать торговлю с Россией. Отсутствие единства в ЕС было бы в этот момент фатальным. Если Москве удастся нарушить единство Европы, тогда имидж Запада сильно пострадает.

Многие наблюдатели в России исходят из того, что конфликт длительный. Прекращение огня, достигнутое в Минске, хрупкое, политика России непредсказуема. Не исключено, что Путин ещё сам не знает своих следующих шагов, всё будет зависеть от действий Запада. Ограничения отношений с ЕС и болезненных санкций он, по-видимому, не ожидал. Поэтому так важно сохранить эту сплочённость как ясный сигнал. Кроме того, должны быть поддержаны все важнейшие устремления, чтобы решить конфликт с Россией дипломатическим путём. В настоящее время для этого слишком мало каналов для переговоров.

Важно оценить, какие предложения можно сделать российскому обществу. Конечно, тяжело противопоставить что-то эффективное нынешней пропаганде. Первым важным шагом было бы как минимум принять решение об информировании людей на русском языке. Не только для русских немцев, которые не редко предпочитают российские СМИ, было бы стоящим альтернативное средство (информации) на русском языке. Эти люди часто продолжают оставаться тесно связанными с Россией и в (немецком) обществе берут на себя роль посредника. Возможности для учёбы, практики и другие варианты пребывания (в странах ЕС), которые ведут к тому, что молодые русские могут создать собственный образ Запада, были бы дальнейшими важными мерами. И возможно, нужно предпринять меры для устранения визовых барьеров для российского населения. Одно должно быть чётко обозначено во всех случаях: Запад выступает против агрессивных действий России и попыток оспорить суверенитет других государств. Запад не выступает против россиян и России как таковой. Россия, напротив, является важнейшим партнёром при решении глобальных проблем. Поэтому согласие с общими принципами внешней политики и политики безопасности обязательно.

Материал подготовлен экспертом центра «Табула» ( tabula-center.livejournal.com ) Алексеем Дружбиным.

Источник: 1infa.com

© 2015, https:. Все права защищены.