Год эмбарго: крестьяне Латвии еле выживают

Прошел год с того момента, как Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия из Евросоюза, в том числе из Латвии. Как поживают те предприятия, которых коснулись санкции, выясняла Служба новостей телеканала ТВ5.

Год назад Россия ввела эмбарго на целый список продуктов питания из Латвии. Производители сейчас выживают, кто как может: кто-то ищет новые рынки сбыта, а для кого-то экспорт остановился.

Эмбарго коснулось продуктов питания 11 категорий, экспорт которых из Латвии оценивался в десятки миллионов евро. Сильнее всего пострадала молочная отрасль, которая в Россию поставляла 40% продукции. Прямые убытки производителей молока и молочных продуктов от эмбарго составляют почти 50 миллиолнов евро. Отрасль от санкций не оправилась по сей день: цены на молоко падают, рынок сбыта для сухого молока переработчики так до сих пор и не нашли.

«Конечно, нам трудно, но все-таки объем произведенного молока не изменился. Для нас очень важно, что предприятия не будут уменьшать количество покупаемого молока. Это значит, что число животных не придется сокращать. Конечно, есть хозяйства, которые ушли в другую нишу. В целом же мы преодолели один год, но конечно наши ресурсы иссякли. И поэтому нам нужна финансовая помощь», — пояснил ТВ5 глава правления Zemnieku saeima Юрис Лаздиньш.

Критически низкие сейчас цены и на свинину. Свиноводы пострадали дважды: сначала от эмбарго, а потом еще от вируса африканской чумы. В итоге экспорт мяса почти на нуле. Свиноводы говорят: без помощи Европы им не выжить. Нужна длительная и более эффективная интервенция со стороны Евросоюза. «Самая тяжелая ситуация у тех, кто брал кредит на то, чтобы улучшить условия содержания свиней. Это нужно было по закону, многие занимали в банках. Есть фермы, которые уже ликвидировали всех своих свиноматок из-за того, что не могут оплатить свои счета», — указала глава Ассоциации свиноводов Дзинтра Лейниеце.

Эмбарго нанесло серьезнейший удар крестьянам, выращивающим овощи. Мало того, что крупнейший экпортный рынок закрыли. Так еще в Латвию хлынули овощи и фрукты из стран, которые тоже пострадали от эмбарго. Например, из Польши. По словам глава кооперативного общества Mūsmāju dārzeņi Эдите Страздыни, крестьяне еле выживают: «Предприятия продолжают работать, хотя я бы это назвала существованием. Продолжают сеять и собирать урожай, но, фактически, занимаются хобби, потому что это трудно назвать бизнесом. Всякое развитие сейчас остановлено. Не хватает денег на обновление отслужившей техники и оборудования. Банковские кредитные платежи приостановлены или выплачиваются, «сжав зубы». Отрасль балансирует между легальной и нелегальной торговлей, работниками».

Чтобы выжить, крестьяне намерены кооперироваться, а также находить новые рынки сбыта. В поисках новых возможностей сейчас и рыбаки. Правда они на последствия эмбарго не жалуются. Говорят, лишней продукции у них почти нет. Все потому, что европейские квоты на вылов постянно уменьшаются, поэтому объемы экспортного товара становятся все меньше. По словам главы ассоциации латвийских рыбхозяйтсв Инарийса Войтса, в отрасли делает упор на полуобработанные продукты, например, тушки кильки, и новые рынки их сбыта: «Конечно, неприятно, каждое эмбарго, каждый рынок экспорта, но мы решим этот вопрос. Думаю, не будем обращаться к государству за какой-то помощью. Я не вижу смысла. Рыбаки настроены сами эту проблему решить, и я думаю, мы решим».

По словам министра экономики, сейчас ситуация в Латвия примерно такая, как и прогнозировалось год назад. «Объем экспорта на Россию в течение первых пяти месяцев этого года упал на 20%, что, конечно, является большим спадом, но тем не менее то, что мы видим, предпринимателям удается найти другие рынки и в целом выжить. В целом мы видим, что на 3,5% общий объем экспорта даже вырос», — пояснила ТВ5 министр экономики Дана Рейзниеце-Озола (СЗК). Но те, кто пострадали от эмбарго, ждут помоши и от государства, и от Европейского союза.

Владимир Бучельников

Источник: vesti.lv

© 2015, https:. Все права защищены.