Красно-коричневый тупик

На волне гласности и перестройки нерушимая монополия КПСС на толкование общественных процессов быстро рассыпалась как карточный домик. Внезапно выяснилось, что под маской «единственно верного учения» в лице марксизма – ленинизма в советском обществе существует ряд диаметрально противоположных и противостоящих друг другу идеологических течений.

Официальный советский марксизм окунулся в пучину кризиса, причём кризис автоматически ударил и по другим марксистским направлениям – даже тем, что критически относились к советской практике. А тем временем умы порядочных советских граждан оказались поделены между либерализмом в его различных вариациях и левым национал-патриотизмом, который устами официозных «демократических» СМИ был назван красно-коричневым дискурсом.

«За все хорошее против всего плохого» 

Если тем идеологическим течениям, которые в нашей стране выдавались за либеральные,  уже давно дана всеобъемлющая и исчерпывающая критика, то феномен левого национал-патриотизма освещается значительно реже. Учитывая рамки формата небольшой статьи, я отмечу лишь основные моменты этого явления.

Главными чертами данного направления являлось следующее:

  • Ярое неприятие рыночных реформ.
  • Официальное непризнание результатов развала СССР, который трактуется как результат заговора внешних враждебных сил.
  • Объявление главным пострадавшим от рыночных реформ именно русского народа, вина за бедственное положение которого возлагалась опять же на внешних врагов или представителей иной национальности. Именно нация ставится во главу угла.
  • В ряде случаев – провозглашение необходимости исторического примирения «красных» и «белых» для спасения России от «иноземного ига».
  • Спасение русского народа в свою очередь возлагается на полумистическую фигуру вождя. Вождь должен или родиться в бунтующих массах, или возродиться в будущих поколениях.
  • Как мы видим, красно-коричневые скрещивают «бульдога с носорогом» – их идеология представляет собой дикую эклектику. Если в марксизме, отдельные элементы которого заимствуют господа вроде Проханова, присутствует целостность, логичность и органичность всех составляющих – от философии до социологии и политической теории – то красно-коричневые идеологемы лепятся «из того, что было». Отсюда вытекает их аморфность и бесперспективность. Впрочем, об этом скажем отдельно.

    «На развалинах империи — царство бурьяна» 

    Популярность красно-коричневого дискурса во многом вызвана объективными причинами. В ходе рыночных реформ огромное количество граждан бывшего СССР оказалось выбито из привычного социального уклада. Вызванное этими преобразованиями колоссальное падение уровня жизни посеяло в массах чувство безысходности, пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне. Всё это привело к множеству межнациональных конфликтов, как в центре, так и на окраинах,  в ходе которых основной пострадавшей стороной зачастую становилось именно русскоязычное население. Вспомним северный Казахстан, ситуацию на Кавказе, Закавказье и т.д.

    Официальный советский марксизм тогда  уже с трудом можно было назвать «марксизмом». Он был придавлен убогостью казённой науки и не мог внятно ответить на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»

    Именно поэтому среди протестной части обездоленных и обманутых граждан наибольшей популярностью стали пользоваться идеи, сочетавшие в себе, с одной стороны, вполне объяснимую тягу людей к социальной справедливости, а с другой – стремление отомстить кому-либо за униженное положение себя и того народа, к которому они принадлежали. Этим воспользовались как подлые политиканы вроде Зюганова, так и вполне искренние в своих заблуждениях люди типа Лимонова. К последнему, кстати, на определённом этапе примкнули как представители творческой интеллигенции а-ля Прилепин, так и откровенные городские сумасшедшие вроде Сергея «Паука» Троицкого и Александра Дугина.

    Сейчас наиболее активными представителями красно-коричневого течения являются: С. Е. Кургинян со своим движением Суть Времени,  А. А. Проханов, и вместе с ним все авторы, группировавшиеся вокруг газет «День» и «Завтра», А. Г. Дугин с Евразийским Союзом Молодёжи, правое крыло КПРФ и примыкающее к нему движение «Русский лад», активно продвигающее идею соединения социальной и национально-освободительной борьбы, определённая часть РКРП, нацболы из «Другой России».

     «Президент обо мне не заботится и во всем виноваты жиды»

    На первый взгляд, по сравнению с откровенно людоедскими идеями либеральных фундаменталистов, предложения красно-коричневых действительно способны решить проблемы трудящегося большинства. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что такие идеологические установки не  способствуют достижению поставленных  целей и даже ставят барьеры на пути к их реализации.

    Первое препятствие – ярко выраженная националистическая риторика. Действительно, в ходе рыночных реформ русские  являются самым крупным пострадавшим народом, который вдобавок оказался ещё и разделен. Поэтому и кажется, что на постсоветском пространстве происходит геноцид сугубо русского народа, а другие национальности спокойно «курят в сторонке». Чем активно пользуется национал-патриотическая пресса, взгляды которой на национальный вопрос можно было кратко выразить в 2 фразах: «Россия находится под игом иноземных олигархов» и «Главное – сохранить русский народ, на остальных плевать».  

    Однако, как ни парадоксально, эти тезисы играют именно против тех, чьи интересы национал-патриоты на словах представляли и защищали. Трагедия русского народа в перестройку и 90-е, неотделима от трагедии народов всего постсоветского пространства,, многие из которых после развала Советского Союза влились в капиталистическую периферию на правах сырьевых колоний. Посмотрите хотя бы, что стало с процветавшим когда-то Таджикистаном! А где сейчас Украина, некогда создававшая величественные и высокотехнологичные Ан-225? Кроме этого, если мы обратимся к списку Форбс, то увидим, что большинство этих господ как раз русские.

    Трагедия русского народа заключается в том, что угнетают и убивают его люди с совершенно русскими именами, фамилиями и происхождением. То, что может выглядеть как геноцид по национальному признаку в реальности, имеет чёткий классовый характер. Поэтому современную капиталистическую систему нельзя победить местечковым национализмом (неважно с православным или исламским оттенком). Клин вышибают клином. Для борьбы с Мировой Капиталистической Системой нужен глобальный интернациональный проект, объединяющий большинство трудящихся нашей планеты в борьбе за светлое будущее.

    «Он утешит спасет, он нам покой принесет…» 

    Вторым препятствием стало реакционное толкование советского прошлого. Искреннее желание вернуть те социальные блага, которыми обладали трудящиеся в СССР, по сути обесценивалось замалчиванием того, что полноценно они могут быть реализованы только при социалистическом строе. Концентрация собственности в руках государства, минимальное обеспечение базовых социальных потребностей без установления власти трудящихся вполне могут быть осуществлены при капитализме. Но работать эти меры будут целиком в интересах правящего класса – капиталистов, что практически обесценивает их прогрессивное содержание. Это, в свою очередь, способствует ещё большему укреплению капиталистической системы. Собственно, нечто подобное и произошло в нашей стране в нулевые, когда верхушка КПРФ искренне недоумевала, как путинское правительство смогло поставить лозунги «лево-патриотической оппозиции» себе на службу. 

    Ещё одной гранью подобного реакционного антисоветизма является бесконечная вера в фигуру чуть ли не всесильного спасителя, вождя и героя, способного повести за собой людей на борьбу. Собственно, именно поэтому красно-коричневая публицистика просто кишит различного рода легендами о «тысячах агентах КГБ, только и ждущих момента свергнуть Путина» или о героях-одиночках, собирающихся таранить Кремль на «Жигулёнке с красным флагом и иконой Богородицы». Подобные настроения по сути консервировали инфантилизм и апатию, царящую в обществе. Вместо того, чтобы постоянно напоминать: возврат капитализма в России произошёл при молчаливом пассивном согласии большинства, а повернуть ситуацию в свою пользу можно только приняв долю индивидуальной ответственности на себя, красно-коричневые  по сути снимают ответственность за происходящее с народа. Тем самым ещё более усиливая уровень нигилизма и аполитичности в обществе. А ведь именно рост солидарности, коллективизма, ответственности за свою судьбу мог бы послужить мощным катализатором для борьбы как с «отечественной», так и зарубежной олигархией.

    Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке

    Вот лишь малая часть тех изъянов, которые присутствуют в весьма эклектичных доктринах красно-коричневых сил. Все эти противоречия вылезли наружу в нулевые.

    На фоне «стабильности» Эдуард Лимонов бился головой о стену вместе с верными себе одиночками-героями. Сколько административных и уголовных дел, сколько эффектных, но бессмысленных акций. А воз и ныне там…

    А некоторые другие бывшие лидеры «непримиримой оппозиции» горой стали на поддержку Путина и олигархического класса России против «иноземной, атлантистской угрозы». Среди них оказались упомянутые Проханов и Дугин. В помощь им выращен был проект «Суть времени» во главе с Кургиняном. Это лишний раз подтвердило, что красно-коричневые силы на деле отражают интересы второй колонны правящего класса, которые не имеют никакого отношения к интересам трудящегося большинства.

    Наконец, часть красно-коричневых скатилась в откровенный фашизм.

    И казалось бы, тут стоит сказать: «Finita la comedia, данная политическая сила показала свою несостоятельность и полностью исчерпала себя». Но нет, «левопатриотический» гибрид до сих пор остаётся привлекательным для доверчивых граждан России. Это говорит о необходимости усиленной пропаганды –  разъяснительной работы с населением, которую должны проделывать не столь многочисленные последовательные марксисты.

    Никита Рыжков

    Источник: vestnikburi.com

    © 2015, https:. Все права защищены.