На Украину прорубить окошечко

Украина в очередной раз пообещала открыть для жителей самопровозглашенной Луганской республики проход через мост в Станицу Луганскую.

Руководитель областной военно-гражданской администрации Георгий Тука заявил, что это произойдет уже во вторник, 27 октября. Пока «на Украину» приходиться добираться в объезд — через соседнюю Донецкую область. А это дорого. В среднем билет в одну сторону обходится более чем в 1 тыс. рублей, а «стандартная» зарплата бюджетника в Луганске — 3-3,5 тысячи. Вот только местные в это обещание не очень верят. Ведь тот же Тука «анонсировал» открытие «границы» еще в начале октября, но затем губернатор сроки перенес, дабы «избежать провокаций со стороны боевиков», которые якобы запланировали их прямо на день открытия перехода.

Затем пограничный мост даже успел освятить станичный священник, а украинские военные для верности отрыли здесь траншеи и обтянули пункты пропуска колючей проволокой. Все вроде бы было готово, но тут две женщины «на Украине» подорвались на мине, и Тука сообщил, что вновь придется подождать.

«Вообще не верю, что откроют. Но даже если представить что это так, то уверен, появится новая причина закрыть. Заявят, что мы их обстреляли или диверсию устроили и быстро все закроют снова, — говорит мне ополченец, который нес службу на «границе», а теперь сменился и приехал в Луганск к семье. — И вообще наши ребята поговаривают, что те погибшие женщины, из-за которых отменили открытие прохода, погибли не просто так. Это, скорее всего, сделали, чтобы мост остался закрытым».

Глава ЛНР Игорь Плотницкий после этого инцидента заявил, что «каратели еще раз показали Туке, у кого в руках власть…, устроив теракт в Станице Луганской, который направлен на уничтожение и запугивание мирного населения». «Туке дали ясно понять, кто в доме хозяин, и с кем он должен согласовывать все свои инициативы, в том числе и по открытию пешеходного перехода у Станицы Луганской. Это обычные бандиты под украинскими флагами, не подчиняющиеся ни законам, ни приказам», — сказал Плотницкий.

Конечно, сказать, что все это время «граница» была совершенно непроходима, нельзя. Народ пробирается туда-сюда в обход блокпостов потайными тропами и плавает через Северский Донец на лодках, хотя эти маршруты более чем не безопасны. Если пассажиров лодки может «ссадить» с нее разве что какой-нибудь сумасшедший снайпер или могут поймать на берегу украинские военные, доставив в комендатуру как «диверсантов», то для пешеходов все намного страшнее. «Украинцы» продолжили минировать поля и тропы, и даже местные «сталкеры» не могут быть уверены в том, что безопасный накануне маршрут окажется таким же на следующий день. Как рассказали мне сами станичники, в полях погиб уже не один десяток человек. Жертвами мин стали не диверсанты, а простые «колхозники», которых в Луганск вело желание продать помидоры или картофель.

Более же безопасные, хотя и не бесплатные способы переправы теперь не всегда осуществимы. Раньше за «визу» можно было заплатить прямо на блокпосту — 100-200 гривен — и свободно пересечь кордон. Также в Станице деньги за проход в Луганск «под список» собирали прямо в местном магазине. Любой мог «записаться» на нужную дату, подойти к блокпосту и, назвав свою фамилию, свободно следовать дальше. Однако эту лавочку прикрыли, когда в Станицу зашел батальон «Луганск-1» (бывшие луганские милиционеры), быстро наведя «порядок». Сегодня за взятку «идейные патриоты», сменившие «безыдейных», могут забрать в комендатуру или, тыкая в человека автоматом, прочитать «лекцию» о Путине, России и о их «негативном влиянии».

Пройти можно разве что, давя на жалость. Но очень часто ни справка о смерти родственника, ни слезы на военных не действуют. А бывает, что люди, перейдя «границу», потом не могут вернуться обратно. Им приходиться ночевать прямо на блокпостах или в бомбоубежищах по нескольку суток, слушая лекции о «луганских террористах» и упреки в свой адрес.

«Моя подруга пошла в Станицу за сахаром. Туда прошла спокойно, даже не платила ничего, — рассказывает мне луганчанка Ольга. — Назад не пускали, подождала до вечера, ведь обычно в сумерках начинают запускать, даже если днем не пускают, но граница оказалась на замке. Не пустили и утром. Лена (так ее зовут) стала говорить, что в городе у нее четверо детей остались, плакала, но ничего не помогало. Ее пустили только после того, как муж привез к украинскому блокпосту детей и они начали звать маму».

Вообще-то еще летом в Станице Луганской должны были открыть специальный центр, который уже успели окрестить «гетто для сепаратистов». Предполагалось, что на «украинской» территории выделят огороженный участок, на котором будут расположены банкоматы, отделение банка, аптеки, торговые точки. На этом кусочке земли луганчане смогли бы пользоваться всеми этими благами, не выходя за него. Уже и место определили, выкосили траву, навели порядок, но на этом все и закончилось.

Точно так же получилось и в городе Попасная, где должен был открыться аналогичный центр для жителей Первомайска, Стаханова, Алчевска и прилегающих мелких населенных пунктов. Сегодня Луганская обладминистрация обещает соорудить «гетто» в селе Новотошковка, которое расположено практически на линии соприкосновения, между городами Кировск, Лисичанск и Золотое. Впрочем, сами украинские военные о таких планах пока ничего не слышали. «Скажут, будем пускать. Но если начнут туда-сюда с сумками шнырять и продукты таскать, то тут же прикроем лавочку», — сухо ответил мне один из них. Что поделаешь — «блокада».

Действительно, даже если пешеходный переход откроют, это позволит луганчанам лишь более свободно общаться с родственниками и решать свои дела на территории Украины, но «блокаду» это не отменит — поставки товаров в ЛНР не начнутся. Полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего заявление Туки об открытии «границы» назвал лишь имитацией выполнения минских соглашений, которая не смягчает условий изоляции ЛНР.

«Очередные обещания украинских властей решать гуманитарные вопросы, на первый взгляд, можно принять за конструктивные шаги, — отметил он. — Однако что мы имеем в реальности? Пропускной пункт, который должен был постоянно работать, был принудительно закрыт украинской стороной… По сути, это нельзя даже назвать полумерами. Речь не идет о создании полноценного пропускного пункта. Ни автомобили, ни грузы там перемещаться не смогут. По-видимому, речь не идет о восстановлении моста, и никоим образом нельзя расценивать это как снятие препятствий для перемещения граждан. И уж никак нельзя воспринимать это как снижение степени экономической блокады».

Он добавил, что открытие пропускного пункта не решает ни проблемы поставки продуктов, ни свободы перемещения, которая является неотъемлемым конституционным правом граждан. «Более того — еще не известно, чем эти обещания закончатся и будут ли они реализованы. Или их ожидает такая же судьба, как и десятки других обещаний, данных украинскими властями. Когда Тука только стал губернатором, он заявил, что выступает против блокады. Так вот, все его эти заявления вылились в жалкую попытку открыть пропускной пункт для пешего перехода. Поэтому цена очередного заявления Туки, наверное, такая же», — отметил Дейнего.

Но жители Луганска, тем не менее, с нетерпением ждут открытия даже такого небольшого «окошечка». Кто-то заждался встречи с родственниками, для кого-то это возможность купить на той стороне что-то подешевле или наоборот — продать что-то свое. Хотя при этом луганчане и уверяют, видимо, чтобы не сглазить, что не верят в то, что это наконец-то случится, но все же надеются.

Источник: rosbalt.ru

© 2015, https:. Все права защищены.