Керри постарался не обидеть сразу пятерых

На днях завершилось турне госсекретаря СШA Джона Керри по странам Центральной Азии. То, что эта поездка главы американской дипломатии прошла именно в эти дни, конечно же, не случайно. «Визит Джона Керри в Центральную Азию связан с резко возросшим интересом США к этому региону, который за последние месяцы стал одним из наиболее взрывоопасных мест в мире», — заявил «Росбалту» известный американский политолог, специалист по бывшему Советскому Союзу Пол Гобл.

Отметим, что центральноазиатские республики после распада СССР традиционно балансируют между Россией и США, которые за них с переменным успехом борются. Есть, правда, еще и Китай. Но, по крайней мере пока, Поднебесная (как и в других регионах мира) не претендует на геополитическое господство, а ограничивается экономической экспансией.

Сегодня укрепление своего влияния в Центральной Азии действительно очень важно для Белого дома. Активность «Исламского государства» в Афганистане опасна для США, которые пока не ушли из этой страны. А решение оставить в ней свои войска требует если не возобновления военного присутствия в Средней Азии (оптимальный для американцев вариант), то хотя бы дружественных отношений со странами региона.

Однако добиться хотя бы «дружбы» американцам может помешать их неустанная «борьба» за права человека. США — единственное в мире государство, которое держит в своих посольствах за рубежом специальных сотрудников, отслеживающих нарушения этих прав в данной конкретной стране. Даже если Вашингтону и выгодно поддерживать какой-либо диктаторский режим, полностью игнорировать допускаемые им нарушения нельзя. Хотя при этом традиционно более прагматичные республиканцы проявляют меньшую щепетильность в данном вопросе, обращая на него не очень много внимания, но сейчас-то у власти президент-демократ.

Накануне визита в Среднюю Азию газета New York Times иронизировала, что Джон Керри отправляется в страны близкие по стилю правления к Северной Корее — это имеется в виду Туркемения, а также будет встречаться с лидером государства, где политических оппонентов «варят в кипятке» — Узбекистан (якобы такой случай имел место в 2002 году в одной из колоний в Каракалпакии). При этом задача госсекретаря состояла в том, чтобы, не раздражая среднеазиатских лидеров, убедить их, что именно Вашингтон может защитить бывшие советские республики от угрозы с юга.

«Керри боролся сам с собой, размышляя, насколько жестко и публично имеет смысл нажимать на вопрос соблюдения прав человека одним из самых репрессивных режимов в мире», — пишет New York Times о пребывании госсекретаря в Узбекистане, но на самом деле можно с уверенностью сказать, что с той же моральной проблемой глава американского дипломатического ведомства сталкивался и во время своего пребывания во всех среднеазиатских республиках.

Так, по сути Джон Керри оправдывался за вручение премии Госдепа киргизскому правозащитнику узбекского присхождения Азимжону Аскарову, отбывающему пожизненное заключение в Киргизии. Напомним, руководитель правозащитной организации «Воздух» Аскаров был признан виновным в организации массовых беспорядков в Джалал-Абадской области в июне 2010 года, а также — в разжигании межнациональной розни, захвате заложника и убийстве участкового милиционера. В сентябре 2010 года районный суд приговорил его к пожизненному заключению. Что на самом деле происходило в тот трагический день — непонятно. Известно лишь, что толпы киргизов шли громить узбекские кишлаки на юге республики, а милиция фактически стала на сторону погромщиков. Азимжан Аскаров был якобы лидером местных узбеков, которые взяли в заложники милиционера. Арест Аскарова вызвал бурю возмущения как у местных, так и зарубежных правозащитников. Его соратники уверены, что последовавший затем приговор напрямую связан с правозащитной деятельностью Аскарова, собиравшего данные о погромах на юге Киргизии.

Вручение Госдепом в июле этого года премии Азимжону Аскарову привело к резкому охлаждению отношений между Бишкеком и Вашингтоном. Однако в Бишкеке Керри вдруг заявил, что в Киргизии «неправильно поняли решение Госдепа», и власти США наградили Азимжона Аскарова не за его деятельность во время событий 2010 года, а за «суммарные труды всей его жизни».

Неожиданная трактовка госсекретарем награждения Аскарова легко объяснима тем, что Джон Керри предложил киргизскому президенту заключить новое военное соглашение. «Нам также необходимо на каком-то этапе завершить подготовку соглашения о военном сотрудничестве. И я надеюсь, что это будет возможно», — сказал глава внешнеполитического ведомства США.

Сотрудничеству в военной сфере была в основном посвящена и встреча госсекретаря с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Ссылаясь на чиновников американской администрации, The New York Times утверждает, что во время переговоров все же поднималась и правозащитная тема, однако эти «душеспасительные беседы» с узбекским руководством результатов не принесли. Официально же о проблеме прав человека вообще не было сказано ни слова, а американскую журналистку, попытавшуюся задать вопрос на эту тему, вытолкали из комнаты, где проходила встреча Керри и Каримова, сотрудники как узбекской, так и американской службы безопасности.

При этом, можно сказать, госсекретарь подчеркнул особенную роль Узбекистана в регионе тем, что именно в узбекском Самарканде он провел встречу с главами внешнеполитических ведомств стран Средней Азии. На ней была принята совместная декларация о партнерстве и сотрудничестве пяти стран региона и США. При этом Керри подчеркнул, что США не претендуют на особую роль в регионе и новой «Большой игры» (так историки называют борьбу за влияние в Средней Азии между Россией и Великобританией в 19 веке) не будет.

От своей исключительной политкорректности госсекретарь несколько отошел в Таджикистане, призвав правительство страны сохранить грань между борьбой с терроризмом и соблюдением прав человека, обеспечивая в частности религиозные права граждан. Отметим, что в данной ситуации Керри просто и не мог избежать критики своих таджикских партнеров, так как на днях формально независимая от правительства Комиссия США по международной религиозной свободе осудила запрет властями Таджикистана Партии исламского возрождения.

Однако эта критика не помешало Керри предложить Таджикистану сотрудничество в борьбе с экстремизмом и заверить Душанбе, что США будут по-прежнему оказывать помощь в охране границы республики.

В Ашхабаде переговоры проходили за закрытыми дверьми, и о чем говорил глава Госдепа с туркменским президентом, можно лишь догадываться. Объявлено только о том, что США также намерены помогать Ашхабаду охранять границу с Афганистаном. Официальная информация об обсуждении сторонами проблемы прав человека отсутствует, однако, как сообщает New York Times, Керри вручил туркменскому лидеру список из 87 человек, которые, по мнению Белого дома, являются политическими заключенными.

Если же подвести итоги поездки Джона Керри по пяти центральноазиатским странам и попытаться сделать прогнозы о том, как изменится роль США в регионе, то сделать это довольно сложно. Последует ли что-то реальное вслед за подписанием декларации о сотрудничестве, не берутся предсказать даже эксперты. «Пока трудно сказать, насколько турне госсекретаря США было успешным. Джон Керри высказал свои соображения, а среднеазитские лидеры свои. Будут ли достигнуты какие-то результаты или же все так и окончится пустой говорильней — покажет время», — заявил «Росбалту» американский политолог Пол Гобл.

Игорь Ротарь

Источник: rosbalt.ru

© 2015, https:. Все права защищены.