Ренальд Симонян: спасибо за санкции

Российский эксперт о решении саммита ЕС продлить «экономическую войну» с Москвой. В минувшую пятницу главы государств и правительств стран Евросоюза без особых дискуссий продлили еще на 6 месяцев политико–экономические санкции в отношении России, пишет газета «Вести Сегодня».

Такое решение было ожидаемо и воспринято в самой России на редкость спокойно. «Мы не будем надувать губу на Европу за это», — еще накануне сообщил Владимир Путин.

 О том, как в российском обществе воспринимают санкции и каков от них позитивный эффект, газете «Вести Сегодня» рассказал один из ведущих российских социологов, главный научный сотрудник Института социологии РАН, замдиректора Центра североевропейских и балтийских исследований МГИМО РФ, доктор соцнаук Ренальд Симонян.

 — Когда только вводили санкции, говорил, что сам этот шаг Евросоюза — свидетельство чудовищного непонимания России и менталитета российского народа. Я бы даже сказал, что это такой признак невежества. Нужно совершенно не знать российский народ, его душу, чтобы поверить, что санкции способны достичь необходимого для Запада эффекта.

 Все соцопросы последнего года показывают, что внешнее воздействие или санкции, напротив, сплотили народ и создали единую нацию. В «нормальных» условиях власти понадобилось бы прикладывать неимоверные усилия, чтобы создать единую нацию, а здесь все произошло естественным путем.

 «Наших бьют!» — говорят русские и бросаются на защиту тех, на кого нападают. В данном случае народ сплотился вокруг власти, и, что поразительно, сплоченность демонстрирует даже средний класс, который в обычных условиях весьма болезненно реагирует на любое снижение уровня жизни. Опросы показывают, что даже средний класс готов еще терпеть какие–то экономические трудности, но «своих не сдавать».

 Второй позитивный эффект от санкций — программа импортозамещения. Ну кто до этого задумывался о том, чтобы серьезно развивать, например, сельское хозяйство, фермерство? Зачем, когда к нам привозили очень дешевые помидоры и огурцы из Испании, яблоки из Польши, Испании и Италии?! Бери не хочу. В итоге у нас поля не обрабатывались, свои яблоки гнили на земле…

 Сейчас ситуация кардинально изменилась: государство и частный бизнес начали вкладывать средства в сельскохозяйственную инфраструктуру — это создание складов для хранения овощей и фруктов, логистических центров… Конечно, чудес не бывает и за один год невозможно полностью заместить весь запрещенный импорт из ЕС. Но постепенно мы создадим такую систему снабжения, при которой сможем обеспечить себя всеми необходимыми продуктами. Причем очень хорошего качества.

 Поэтому многие уже открыто просят Евросоюз не торопиться с отменой санкций. В какой–то степени мы даже благодарны Европе за то, что ввели санкции и заставили нас работать, создавать свое, а не ждать, пока нам привезут продукты из–за кордона и засунут их в рот. Если санкции не отменят еще хотя бы полгода–год, то мы возродим свое сельское хозяйство и создадим конкурентоспособную промышленность.

 Кстати, впервые за долгие годы государство начало вкладывать серьезные средства в прикладную науку. И эффект, пусть и не сразу, обязательно будет.

 Все происходящее за последний год я бы вообще назвал этапом мобилизации и сплочения российского общества. Вы посмотрите, как россиян сплотили действия Турции. Фактически все российское общество, без всякого давления и указаний власти, поддержало бойкот этой страны за сбитый турками самолет. Россияне легко отказались от поездок в эту страну, а ведь все последние 20 лет она была одним из самых популярных туристических маршрутов.

 — Не приведут ли все эти конфликты на Ближнем Востоке к третьей мировой войне?

 — Если мы говорим об информационной войне, то она уже давно идет — такой злобной риторики на мировой арене не слышал давно. Что касается реальной глобальной войны, то ее не будет. Евросоюз в этом не заинтересован, потому что богатым странам ЕС есть что терять. Они не откажутся от своего благосостояния. Другие же возможные стороны конфликта просто не смогут длительно вести войну в силу своего экономического состояния. Иными словами: одни не могут долго воевать, другие не хотят. Но, видимо, пар выпускать необходимо, вот и возникают локальные конфликты.

 — А борьба с международным терроризмом способна помирить Россию и США, Россию и Евросоюз?

 — Это во многом будет зависеть от кровожадности ИГИЛ. Если игиловцы продолжат свои террористические выпады против Европы и России, то Москва, Брюссель и Вашингтон будут вынуждены сплотить свои усилия, как это было во времена Второй мировой. Если же ИГИЛ сосредоточится на локальной войне — на Ближнем Востоке и не будет расползаться на другие территории, то никакого сплочения не произойдет.

Абик Элкин

Источник: vesti.lv

© 2015, https:. Все права защищены.