Можно ли доверять ВВП?

Министр экономразвития Алексей Улюкаев оценил спад ВВП в 3,9% в 2015 г. Не очень оптимистично, но вопросы касательно корректности оценки всё равно имеются.

Сразу следует отметить, что сам внутренний валовый продукт является весьма спорным показателем. Предполагается, что производство в экономике, а следовательно и потребление, должно расти из года в год. Спрашивается, почему? За год у человека дополнительная пара рук и ног не вырастает, второй желудок не появляется — почему он должен потреблять всё больше и больше? Разумеется, существуют капиталистические соревнования по искусственной стимуляции потребления, но они ни к чему хорошему привести не могут. С этой точки зрения, ВВП не является объективным индикатором состояния экономики, так как в него изначально заложена мощная идеологическая составляющая.

Однако, раз его используют, нужно озаботиться корректностью подсчёта, по поводу которой есть определённые сомнения, которые, в свою очередь, вполне можно развеять или подтвердить.

Существует показатель, линейно связанный с динамикой ВВП, — это потребление электроэнергии в стране. Электричество в основном потребляют промышленные предприятия: когда они снижают объёмы производства — падает и потребление электроэнергии.

Однако понять, сколько расходуется электроэнергии в России оказалось не столь тривиальной задачей, как показалось сначала. Данные ОАО «Системного оператора ЕЭС» не совпадают с данными Росстата РФ. Данные Росстата РФ, взятые с разных разделов сайта, не совпадают друг с другом. Не вообще, а как-то очень выборочно: здесь совпадают, здесь нет, а здесь опять совпадают.

С информацией ЕЭС происходят вообще странные вещи. Например, пресс-релиз от 12.01.2016 года: 

Потребление электроэнергии в целом по России в 2015 году составило 1036,4 млрд кВт/ч, что на 0,4% меньше, чем в 2014 году.

Пресс-релиз от 14.01.2015 года

Потребление электроэнергии в целом по России в 2014 году составило 1035,2 млрд кВт/ч.

То есть потребление в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло на 0,12%, а не упало на 0,4%, как сообщается.

Если закрыть глаза на нестыковки, то расхождения между данными Росстата и ЕЭС выглядят следующим образом:

До 2010 года расхождения можно списать на разность в методиках подсчета, после — всё становится более проблематично. Также непонятно, что вызвало рост потребления в 2014 году после провала 2013 года. Что мы стали производить больше в таких промышленных масштабах и в условиях экономического спада, совершенно необъяснимо.

Всё-таки попытаемся сравнить динамику потребления электроэнергии с динамикой ВВП. Для корректного подсчёта валовый внутренний продукт взят в ценах 2000 года, в долларах (данные Всемирного банка), рост указан относительно 2008 года в процентах.

Опять-таки до 2010 года включительно взаимосвязь потребления электричества и ВВП очевидна, далее начинается ряд странностей. Самая характерная: почему в 2013 году энергии потреблять стали резко меньше, а ВВП вырос? Такого быть не должно. Даже если предположить, что резко увеличился теневой сектор экономики — произойти в таком случае могло лишь диаметрально противоположное. То есть в случае ухода бизнеса в тень: согласно отчётам, предприятия не работают — ВВП падает, а счета за электричество поступают как при работающем конвейере — энергопотребление растёт. Но не наоборот.

Связь между энергопотреблением и валовым внутренним продуктом остаётся, но модели, построенной на этих статистических данных, уже нельзя доверять.

Согласно регрессионной модели ВВП РФ в 2015 году упал на 1,5%. Маловероятно, учитывая заявления Улюкаева о спаде на 3,9%, — министр ранее никогда не страдал излишним пессимизмом.

Всё-таки зря упрекают придворных экономистов в том, что они не усвоили уроки кризиса 2009 года и не приняли никаких мер. Судя по всему, с методами статистических подсчётов была проведена серьёзна и плодотворная работа. С чем я нас всех и поздравляю. С показателями всё у нас будет хорошо, даже если пациент к тому времени уже остынет.

Максим Волков

Источник: rusrand.ru

© 2016, https:. Все права защищены.