Поляки и русские — откуда вражда?

Отношения двух соседних народов — польского и российского — не заладились довольно давно. Когда-то полякам даже удалось захватить Москву и посадить на российский трон своего ставленника. Позже игра шла в одни ворота из-за значительного доминирования окрепшей России. Польские волнения подавляли без сантиментов, даже сам Суворов проявил однажды свой полководческий талант, взяв решительным штурмом восставшую Варшаву. Но особенно добавили негатива в российско-польские отношения события ХХ века. Война 1920г. закончилась поражением Красной армии, а пленные красноармейцы мерли в польских лагерях, как мухи. Большевики обиду не простили. Инцидент с расстрелом нескольких тысяч пленных польских офицеров в Катыни стал лишь незначительным эпизодом в истории массовых репрессий против поляков в период 1930-1950гг.

«Польские» операции стали самыми массовыми из многочисленных национальных операций НКВД. Преследование поляков, проживавших на территории СССР, рассматривалось Сталиным как необходимое условие подготовки к войне и «чистки» страны от потенциальной возможности формирования «пятой колонны».

Постановление ЦК ВКП(б) о необходимости репрессий против нацменьшинств
 Поляки и русские - откуда вражда?

Начиная с 1929 г., против ряда польских коммунистов, проживавших в СССР и занимавших различные партийные и военные посты, выдвигались обвинения в принадлежности к так называемой Польской организации войсковой, а в 1933 г. были проведены первые аресты по этим обвинениям. ПОВ была создана в начале первой мировой войны, в 1914 году на польских территориях Российской империи как подпольная патриотическая военная организация. Ее основной задачей была самая разнообразная поддержка «Легионов» Ю.Пилсудского (участвовавших в войне на стороне Австро-Венгрии), в том числе разведка в их пользу. ПОВ первоначально действовала против России, а в 1917-1918 гг. – против Германии, затем, после восстановления независимости Польши в конце 1918 г., была влита в Войско Польское и формально прекратила свое существование. В СССР считали, что участники ПОВ глубоко внедрились в компартию Польши, захватили в ней и польской секции Исполкома Коминтерна руководящие посты, разлагали и деморализовали партию, использовали партийные каналы для внедрения шпионов и диверсантов в СССР. В 1934-1936 гг. происходит заметное усиление репрессивного курса против лиц польской национальности, и, прежде всего, против представителей КПП и ее автономных организаций – Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) и Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ). За период с 1937 по 1939 гг. были расстреляны все 12 членов КЦ КПП, находившиеся в СССР, а также сотни других партийных работников. Среди уничтоженных были все представители польской компартии в Исполкоме и Контрольной комиссии Коминтерна. Следствием массовых репрессивных акций стал официальный роспуск 8 июня 1938г. компартии Польши.

Параллельно начались массовые переселения поляков. В соответствии с Постановлением СНК СССР за № 776-120 под грифом «Совершенно секретно» от 28 апреля 1936 г. из западных приграничных районов СССР (главным образом Каменец-Подольской, Винницкой и Житомирской областей Украины) были выселены в Казахстан около 36 тысяч поляков.

В период массовых репрессий 1937-1938 гг. особо «актуальной» стала борьба со «шпионско-диверсионным контингентом», поэтому 11 августа 1937 г. в НКВД за подписью Н. Ежова появился оперативный приказ № 00485, предписывавший органам госбезопасности разгромить антисоветскую работу польской разведки.

По данным Всесоюзной переписи 1937 г., всего в СССР проживало 636 220 этнических поляка. Из них в УССР – 417 613 человек, в БССР – 119 881 человек, в РСФСР – 92 078 человек. Были выделены восемь категорий, подлежавших аресту, которые мы называли выше. Кроме того, в приказе было сказано: «Всех проходящих по показаниям арестованных шпионов, вредителей и диверсантов – немедленно арестовывать». В реальности арестовывали всех лиц польской национальности. Начало операции было назначено на 20 августа 1937 года. На «зачистку» отводилось ровно три месяца. Приказ предусматривал внесудебное решение дел арестованных по спискам с кратким изложением сути обвинения. Все арестованные подлежали разделению на две категории:

а) к первой относились «все шпионские, диверсионные, вредительские и повстанческие кадры польской разведки», подлежавшие расстрелу;

б) ко второй категории – «менее активные из них», подлежавшие заключению в тюрьмы и лагеря, сроком от 5 до 10 лет.

Вскоре в списки были включены жены и дети арестованных. Так 2 октября 1937 г., Н. Ежов специальным указанием распространил на членов семей лиц, арестованных по приказу № 00485, приказ № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины», изданный еще 15 августа 1937г. 

Помимо перечисленных в приказе № 00485 категорий, в отдельных регионах стали арестовывать оставшихся в СССР поляков — бывших военнопленных первой мировой войны (воевавших в составе польских легионов Пилсудского, германской и австро-венгерской армий), а затем и бывших российских военнопленных, побывавших в плену в Польше.

Подавляющее большинство арестованных были осуждены в так называемом «альбомном порядке». Вынесением приговоров занимались Военная коллегия Верховного Суда СССР, военные трибуналы, региональные «тройки» и ОСО (особые совещания)

По «польскому» приказу с 25 августа 1937 г. по 15 ноября 1938 г. были рассмотрены дела на 143 810 человек, из которых осуждено 139 835, в том числе приговорено к расстрелу 111 093 человека, что составляет 77,25% от числа рассмотренных дел и 79,44% от числа осужденных.

Процентные соотношения числа расстрелянных от общего числа осужденных были разными. Например, в Куйбышевской области соотношение расстрелянных по отношению к осужденным (по всем «национальным» операциям) составляло 48,16%, в Вологодской – 46,5%, в Армении и Грузии, соответственно, 31,46% и 21,84%; в то же время в Ленинградской области и Белоруссии – 87-88%, в Краснодарском крае и Новосибирской области превышает 94%, наконец, в «рекордной» Оренбургской области достигает 96,4%.
Конечно, большинство арестованных были поляками, но далеко не все, много украинцев, белорусов и других национальностей пошли «в расход» именно по польскому приказу.

Расстрелы пленных польских офицеров после кампании 1939г. были проведены во исполнение решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940г.
 Поляки и русские - откуда вражда?

По данным, указанным в записке председателя КГБ Шелепина (1959), всего было расстреляно 21 857 человек, из них в Катыни 4 421 человек, в Харькове 3 820 человек, в Калинине 6 311 человек и 7 305 человек в лагерях/ тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии. Временной промежуток данных расстрелов: апрель – май 1940г.

По обвинению в контрреволюционных преступлениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. было арестовано 108 тысяч поляков. Самый массовый вид репрессий в 1939–1941 гг. — депортации населения вглубь СССР. Всего на восточных территориях довоенного польского государства в этот период были проведены четыре таких акции, из них три операции высылки в 1940 году:

1) в феврале около 140 тысяч польских осадников и лесников с семьями были вывезены в изолированные спецпоселки НКВД в северных и восточных районах СССР;

2) в апреле последовала административная высылка в Казахстан 61 тыс. членов семей, в которых кто-нибудь уже был репрессирован, в частности семьи тех, кто содержался в лагерях военнопленных;

3) в конце июня были депортированы около 78 тысяч спецпереселенцев-беженцев, которых разместили в таких же спецпоселках и примерно в тех-же регионах, что и спецпереселенцев-осадников.

В ходе четвертой операции — депортации в мае-июне 1941 г., накануне войны с Германией, в качестве ссыльнопоселенцев были вывезены 34-44 тысячи польских граждан, причем кроме западных областей УССР и БССР высылка охватила также Прибалтику и Бессарабию с Северной Буковиной, а большая неопределенность приведенной оценки вызвана невозможностью точно указать число жителей довоенной Польши среди высланных из Литовской ССР. Всего в 1940–1941 гг. были депортированы около 320 тысяч польских граждан. Новая волна арестов последовала в 1944–1945 гг. на польских территориях, освобождаемых Красной Армией от германской оккупации. В результате 39-48 тысяч поляков (в том числе 15-20 тысяч участников Армии Крайовой — главной вооруженной силы польского массового некоммунистического антигерманского подполья) попали в лагеря военнопленных и в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) НКВД в глубине СССР, где они от нескольких месяцев до нескольких лет без приговора содержались под стражей в качестве интернированных. Аресты поляков на бывших польских территориях и депортации в глубь СССР продолжались и после войны, однако оценить их масштабы по архивным документам пока не удалось, хотя можно предположить, что эти репрессии были значительно менее массовыми, чем в 1939–1941 гг.

Всего в 1930-1950 гг. массовым политическим репрессиям со стороны советских «органов» подверглись примерно 670-720 тысяч поляков и польских граждан, в том числе после 17 сентября 1939 г. — 510-540 тысяч. Как видим, есть за что не любить друг друга. Что ж, возможно, будущим поколениям поляков и русских удастся преодолеть эту воздвигаемую столетиями стену взаимного недоверия.
Источники:

Польская и другие операции НКВД   http://www.kubanmemo.ru/library/Kropachev01/poland.php

Текст приказа НКВД 00485  http://ru.wikisource.org/wiki/Приказ_НКВД_от_11.08.1937_№_00485

Обзор советских репрессивных кампаний против поляков http://www.memo.ru/history/Polacy/VVED/obzor.htm

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.