Владимир Познер: раб по определению безответственен, за него отвечает хозяин

Владимир Познер: раб по определению безответственен, за него отвечает хозяин

В российской прессе, на телевидении, пожалуй, нет более титулованного журналиста, чем Владимир Познер. В свои 82 года (а очередную дату он отмечает в день смеха – 1 апреля) он регулярно выходит в эфир, задает своим гостям на Первом канале каверзные, порой, бестактные вопросы. Но делает это с такой легкостью и профессионализмом, что не ответить на них решаются немногие. В его программах с 2008 по 2016 год делились своими сокровенными тайнами политики (от Михаила Горбачева до Хиллари Клинтон), спортсмены и певцы, миллиардеры и космонавты, модельеры, священнослужители, люди нетрадиционной ориентации и поборники традиционных ценностей, любимцы российских женщин и гламурные красотки. Познер всех умеет разговорить, найти к каждому свой «ключик». Этот человек способен неспешной беседой держать аудиторию не менее цепко, чем голливудский блокбастер. По его словам, в коллекции не хватает только действующего президента России Владимира Путина.

Магия личности: он никогда не был ни за власть, ни против, он не выражает общепринятую позицию, не зарабатывает очки на раскрученных темах. Он может сделать едва узнаваемого человека популярным, открыв самому ему доселе неведомые горизонты, помочь сформулировать, оформить едва наметившуюся мысль. При этом он, как идеальный интервьюер никогда не позволяет себе затмить своего визави, помогает стать ему ярче, значительней, эффектней.

Истоки

В семье Владимира Владимировича Познера просто невозможно было стать заурядной личностью.

Его бабушка в начале ХХ века владела знаменитой на весь Санкт-Петербург фотографией на Аничкином мосту.

Его отец Владимир Александрович с юности приобщился к новому перспективному искусству – кинематографу. Когда звуковые ленты делали первые робкие шаги на экране, он уже зарекомендовал себя как талантливый звукооператор. Сразу после Второй мировой войны он даже возглавлял киностудию MGM-International, входил в американскую киноэлиту. После случившейся в США охоты на коммунистов, он вернулся в СССР и вскоре возглавил создание кинопромышленности ГДР. Благодаря его знакомствам и кипучей деятельности Московский кинофестиваль стал популярен у западных воротил кинобизнеса. Совместно с Георгием Чухраем и Константином Симоновым он создал «Экспериментальную творческую киностудию», которая привнесла в сокровищницу российского кино «Белое солнце пустыни».

Среди близких родственников: дядя Владимир Соломонович – русский и французский писатель, его отец Соломон Владимирович – журналист и общественный деятель, наконец, брат Павел Владимирович – востоковед, доктор исторически наук, ресторатор.

Первые шаги и проба пера

Добросовестно отучившись на биолого-почвенном факультете МГУ, Владимир Познер нашел работу, не связанную с полученным образованием. Блестящие переводы с английского на русский, давали хороший доход. Его работы по достоинству были оценены великим русским поэтом и переводчиком Самуилом Маршаком, который взял его в литературные секретари.

Один из многочисленных знакомы пригласил его, как человека, в совершенстве владеющего английским и французским языками, в только что создаваемое в агентство печати «Новости». Так журналистика и Владимир Познер нашли друг друга. Карьера международника, которому дозволено общаться с иностранцами, в том числе из капиталистических стран, не оставляла выбора – в 33 года Познер вступил в КПСС и смог изнутри понять насколько порочна и лжива система ценностей и практика жизни строителей коммунизма. Это открыло ему дорогу в Государственный комитет радиовещания, где на протяжении многих лет программы Познера выходили в эфирах на территорию Великобритании и США.

От телемостов с Филом Донахью до «Познера» глубокой ночью

Личное знакомство со звездой американского телевидения позволили Владимиру Познеру стать постоянным ведущим телевизионных мостов между студиями, расположенными в Ленинграде и в Сиэтле. Это было первое прямое общение простых людей, живущих на разных континентах. Самой известной историей из этого периода является то, как во время обсуждения телевизионной рекламы (в СССР её тогда не было!) жительница города на Неве заявила: «Ну, секса у нас… секса у нас нет, и мы категорически против этого!».

Головокружительная карьера на Центральном телевидении («Воскресный вечер с Владимиром Познером», «Америка с Владимиром Познером», «Квадратура круга») закончилась также неожиданно, как и началась. Познер уходит из-за споров с руководством. Говорят, что реальной причиной этого стали регулярные доносы завистников к журналисту № 1 о его «антисоветизме».

Большую половину 90-х Познер провел в воздухе, постоянно мотаясь между двумя континентами: В США с Донахью он вел еженедельную программу «Pozner & Donahue», в Москве – «Мы», «Время и мы», «Если», «Человек в маске».

Окончательно вернувшись в обновленную страну в 1997-м Познер больше 10 лет вел на Первом канале «Времена», которую сменила существующая по сей день авторская программа «Познер». Его попытка сделать более острую передачу «Парфенов и Познер» на «Дожде» столкнулась с ультиматумом руководства: или официальные СМИ, или оппозиционные. Он принял это как должное (запрет сотрудничества с конкурентами является условием контрактов с журналистами на многих телеканалах), но в эфире озвучил запрет приглашать в свою программу Алексея Навального и еще нескольких личностей, которые могут внести сомнение в незамутненный разум потребителей прокремлевских СМИ.

Из последних работ Познера на телевидении: «Их Италия», «Германская головоломка», «Англия в общем и в частности» с Иваном Ургантом. Под новый год они же рассказали о земле своих предков Израиле – «Еврейское счастье».

«В Росси меня держит только работа»

Владимир Познер имеет гражданство сразу 3-х стран: России, Франции и США. Уже только одно это вызывает раздражение среднестатистического российского обывателя. Откровенные заявления Познера о том, что он является убежденным атеистом (он считает, что принятие православия – величайшая трагедия России), сторонником эвтаназии, легализации однополых браков, проституции и продажи наркотиков, популярности ему здесь не добавляет. Вернее, он популярен, его лицо знает практически каждый, но он является символом того, что сейчас принято ненавидеть, презирать, считать предательством.

Познер подливает масла в огонь регулярно ведя разговоры о различии понятий «свобода» и «воля». Последнее из которых в России исторически путается с первым, от чего собственно и происходит неприятие демократии, либерализма, свободы слова, западного образа жизни.

В Москве на Малой Дмитровке давно работает Школа телевизионного мастерства Владимира Познера, где он делится с молодыми журналистами своим богатым опытом работы в российских и американских СМИ, учит тому, что такое ответственность на подготовленный материал, этике, интересной подаче актуального и ретроспективного материала. Учиться у мэтра – значит получить хороший старт в международной журналистики.

Владимир Познер – автор множества книг, в том числе и исторических, автобиографических, являющихся продолжением его телевизионных проектов.

Награды, иные свидетельства общественного и профессионального признания Владимира Познера перечислять нет смысла: их слишком много и такой колоритной личности они ничего добавить не могут.

Вместе с братом Павлом Владимир Познер открыл в Москве на Остроженке ресторан французской кухни «Жеральдин» (имя их мамы).

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.