Галлиполийский юбилей

Конец апреля был богат юбилеями: это и встреча советских и американских войск на Эльбе в 1945-м, и начало антифашистского восстания в Северной Италии в том же году, и «революция гвоздик» в Португалии в 1974-м…

Но отмечать эти даты лидеры европейских держав (а также Турции, Австралии и Новой Зеландии) съехались почему-то на Галлиполийский полуостров. Поводом стало столетие начала Галлиполийской операции. А заодно и «боевое крещение» австралийско-новозеландского корпуса ANZAC. Тогда, сто лет назад ему доверили почетную миссию – быть в первой волне десанта…

Итак, весна 1915 года. Мировая война продолжается уже девять месяцев, и конца-края ей не видно. Более того, всем уже понятно, что стороны зашли в позиционный тупик, прорыв фронта с последующим наступлением – дело почти невозможное, надеяться можно только на постепенное истощение противника или разрушение враждебного союза. И, в принципе, есть шанс с германо-австрийско-османской коалицией справиться именно таким образом. Мол, Турция – государство слабое, совсем недавно проиграло Балканскую войну не бог весть каким сильным сербам и болгарам, да и от русских только что получила по шее под Сарыкамышем…

И если продемонстрировать туркам силу англо-француского оружия где-то поближе к Стамбулу, то можно надеяться на то, что султан предпочтет в очередной раз капитулировать, и тогда… В общем, планы были наполеоновские, и касались они в том числе и России: занятие англо-франко-австралийскими войсками Галлиполийского полуострова должно было обуздать притязания России на черноморские проливы, вроде бы обещанные ей после войны.

Однако гладко было на бумаге. Быстрой и победоносной операции не получилось. Вскоре после высадки австразийцы и новозеландцы из ANZAC встретили упорное сопротивление турок и на Галлиполи повторилось то же самое, что и на Западном фронте. Обе стороны зарылись в окопы, и на прибрежном «пятачке» началась позиционная война.

Союзники по Антанте долго надеялись, что огонь тяжёлой корабельной артиллерии сможет, в конце концов, сломить волю турок к сопротивлению, и продолжали посылать на полуостров всё новые и новые силы. Но турки делали то же самое, так что плотность войск достигала величин совершенно чудовищных: на некоторых участках на километр фронта приходилось по 20-25 тысяч солдат с обеих сторон.

Потери были соответствующими. В ходе боев на Галлиполи в 1915 году корпус ANZAC потерял 8141 человека погибшими и пропавшими без вести и около 18 тысяч ранеными. Если учесть, что все население Новой Зеландии в то время едва дотягивало до миллиона человек, то…

И ведь что самое главное: все эти потери оказались бессмысленными. Султан (фактически посаженный под арест в своем дворце «военным триумвиратом» младотурков) никаких признаков миролюбия не обнаруживал; к тому же, в мае 1915 года германо-австрийские войска перешли в наступление на русском фронте.

А после того, как в октябре 1915 года в войну на стороне Германии вступила ещё и Болгария, стало окончательно ясно, что Галлиполийская авантюра провалилась, и в ноябре операцию свернули: войска союзников были с полуострова эвакуированы.

Ну и что при таком исходе дела праздновать?

Нет, оно конечно, — туркам есть, что отметить: какая-никакая, а всё-таки победа. Опять же, шум от торжеств вполне может затмить другой «юбилей» – начало геноцида армян в Османской империи в том же самом 1915-м.

Но что туда манит англичан, французов и австралийцев с новозеландцами? А вот, хотите верьте, хотите нет, а только день 25 апреля ежегодно и широко отмечается в Австралии и Новой Зеландии как «ANZAC Day», являясь, по сути, главным военным праздником этих стран, своего рода аналогом 9 мая в России.

Далее – цитата:

«Считается, что в рядах ANZAC австралийцы ощутили себя нацией, и тем самым участие корпуса в Первой мировой войне предопределило формирование национального самосознания».

Во как! Демократия, понимаешь, нация, и всё такое… и никаких стенаний о «напрасных жертвах», которым так любят предаваться отечественные либералы в годовщину настоящей Победы.

Но вот позиция либералов в данном случае оказалась более последовательной. Политтехнолог Глеб Павловский искренне изумился «галлиполийскому» празднованию и особенно участию в нём председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Мол, чего праздновать-то поехал? Годовщину победы врагов России?

Ну, что тут скажешь… Кто тут друг, а кто враг, уже не сразу и поймёшь: англо-австрало-французы для России друзьями оказались весьма относительными – что сто лет назад, что сейчас. Так что не суть важно, кто победил – русская кровь в той давней драке не пролилась, и слава Богу.
А вот понаблюдать за тем, как надо правильно подавать публике события своей военной истории – это да, этому надо бы поучиться..

Антон Черков

Источник: narpolit.ru

© 2015, https:. Все права защищены.