Гонения на церковь в СССР

Практически каждый поп говорит о том, что в СССР были ужасающие гонения на церковь. Собственно, это ни для кого не новость. Просто неплохой повод для пропаганды религии. Да и, конечно, это является основой «возрождения духовности». А «возрождается» это дело не без государственных вливаний.

Всегда важно помнить, что «возрождать», в сущности, можно только дикие законы времен Российской империи, когда сажали за богохульство и ссылали за то, что родитель не воспитывает ребенка «в православной вере». Другого ничего «возрождать» не получится, потому что ничего другого-то и не было.

Церковь, по сути, идеологический орган, который оправдывал существование того режима. Вначале Российской империи, затемвременного правительства. Поэтому церковники, пока был на месте Николай II, ругали всех оппонентов, но как только он лишился власти, так тут же запели:

«Совершившийся переворот был делом великой милости Божией к нашему отечеству»

«Право собственности каждого, по учению христианства, — составляет святыню для всех неприкосновенную»

А незадолго до этого:

«Идея народовластия, или народоправия, как лицемерно нелепая, выдуманная, чтобы дать высшим сословиям незаметно держать в своих руках народ, чужда душе русского народа»

«Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и бога»

Такие вот искренние и последовательные лица с «вечной моралью». Почему так случилось? Все просто: новое правительство согласилось пойти на требование церковников, согласилось платить деньги церкви.

Из собрания определений и постановлений временному правительству (т. е. требования церковников):

1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак…

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

19. Во всех светских государственных школах …преподавание Закона Божия… обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях: содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны.

22. Имущество, принадлежащее Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию… государственными налогами.

24. Православная церковь получает из средств Государственного Казначейства… ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей.

Так что все было хорошо. Вот только проблемы начались после того, как временное правительство исчезло. Большевики сказали, что не будут более содержать церковь. И конечно эти требования, которые выдвигались и большевикам, были отвергнуты.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви реализовывался последовательно в Советской России, в отличие от многих формально светских стран того периода:

   1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.

   2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.

   3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

   4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.

   5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.

   6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

   7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.

   8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.

   9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.

10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

В этом на самом деле и заключается суть гонений, поскольку зарабатывать в таких условиях можно было ограничено. По поводу церквей: если есть один поп и как минимум 20 прихожан, то церковь отдается в безвозмездную аренду. Конечно, попы и прихожане должны за свой счет производить ремонтные работы. Но все же, что интересно, от части налогов они все равно были освобождены.

В таких условиях заработать сложнее, поэтому церковь тут же раскалывается на десятки направлений (от «белых» и «староцерковных» до обновленческих структур). Смысл в том, что была иерархия, так что нужно было от нее отделяться и вставать наверх, дабы претендовать на выгодный храм. Выгодный – это такой, который находился в центре города с большим населением. Ведь даже если 1% населения будет регулярно посещать торговую точку, то уже будет выгода.

Но для большинства попов это означало то, что заработать больше не получится, так что они просто покинули церковь и начали работать извозчиками, продавцами, секретарями. Отдельные попы, конечно, воевали за право государственных денег, иногда даже с оружием в руках. Чего стоит хотя бы «духовность» попа Багинского (из материалов суда):

       8 сентября 1919 года Багинский арестовал 9 крестьян, заподозренных в сочувствии к большевикам. Пятерых вывели за деревню и медленно зарубили шашками. Остальных он запер в амбаре и ждал, когда они умрут от жажды и голода.

       Багинский выехал в деревню Михайловку, собрал сход и заставил крестьян присягнуть Колчаку. 11 человек, не принявших присягу, он арестовал, и несколько суток по его приказу крестьян пытали и пороли, а после расстреляли.

       В сентябре 1919 года карательный отряд Багинского в деревне Нижнеколосовке арестовал за неявку по мобилизации 37 крестьян. Их целую ночь пытали и пороли, а утром сын Багинского вывел их за околицу и расстрелял.

       Всего за 1918-1919 годы при выездах в деревни с карательным отрядом Багинский лично расстрелял 163 человека и арестовал 132. Но это только часть жертв Багинского, то, что было доказано на суде. По процедурно недоказанным показаниям свидетелей число лично убитых Багинским превышает 600 человек.

Подобных деятелей во время гражданской войны хватало. И все лишь ради того, чтобы государство спонсировало церковь.

В любом случае со временем пришлось смириться. И теперь хотелось бы привести некоторые документы уже более-менее спокойного времени после гражданской войны. Это уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Глава IV. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА.

Стоит отметить, что практически все эти законы были актуальны (иногда в несколько измененной форме) до конца 80-х годов. Во-первых, злобные большевики запрещали:

122. Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил влечет за собой — принудительные работы на срок до одного года.

Сегодня данное положение как раз таки было бы очень актуально, поскольку теперь в основном в учебных заведениях, даже государственных, религию как раз таки пытаются навязать малолетним, несмотря на то, что формально Россия – светское государство.

123. Совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, для извлечения таким путем каких-либо выгод, — принудительные работы на срок до одного года с конфискацией части имущества или штраф до пятисот рублей.

Собственно, речь идет о разных «исцелениях» от икон и проч. безумства, которого было достаточно много в Российской империи. Проще говоря, речь идет об обыкновенном мошенничестве. И странно, почему одних мошенников нужно судить, а церковных – нет, как в современной России. Ведь по факту люди, которые извлекают выгоду от подобного рода обмана – настоящие мошенники.

124. Принудительное взимание сборов в пользу церковных и религиозных групп — принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.

Вот подобное в советский период действительно часто практиковалось, поскольку попы говорили верующим, что теперь государство не платит деньги, так что верующие должны своих попов содержать, они же бедные работать не могут – они богу служат.

125. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично — правовых функций и прав юридических лиц — принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.

Как ни странно, но и такое имело место. В отдельных (чаще всего отсталых) районах это могло быть реализовано. Фактически это напоминало что-то вроде ОПГ Цапка. И было возможно до поры до времени.

126. Совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих учреждениях и предприятиях каких-либо религиозных изображений, — принудительные работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей.

Вообще странно, для чего вообще нужно совершать обряды в государственных учреждениях. Мол, если вы не идете в церковь, то церковь идет к вам. Несомненно, светское государство должно последовательно решать такие вопросы.

И последний интересный пункт:

127. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, — принудительные работы на срок до шести месяцев.

Подобные эксцессы имели место в сельской местности, и их всегда осуждали партийные работники и активисты СВБ. Емельян Ярославский говорил:
«нужно терпеливо разъяснять, нужна упорная и настоящая работа, а не простой административный наскок — давай закроем церковь, давай упрячем, давай упечем и т. д. Из этого ничего не выйдет»

Видно, как сегодня церковники пытаются влезть куда только можно, а ведь их оппоненты так не поступали. Т. е. даже в самые драматические периоды советской истории в действующих церквях никогда не преподавали теорию эволюции, никогда там не устраивали никаких представлений или чего подобного. Было настоящее разделение церкви и государства.

Источник: kritix.ru

© 2015, https:. Все права защищены.