«Пока Путин не изменится, надо усилить поддержку Украины»

На днях в Украине с визитом побывал заместитель лидера Демократической партии в Сенате США сенатор Ричард Дербин. «Дню» удалось пообщаться с сенатором, который является сопредседателем Подкомитета по вопросам обороны в Комитете по ассигнованиям Сената, до его встречи с президентом Украины. До этого господин Дербин провел переговоры в министерстве обороны. И как сообщили украинские СМИ, на этой встрече сенатор заявил, что США поделятся своим опытом в сфере психологической реабилитации бойцов. С этого начался разговор с господином Дербиным, который является сильным сторонником  поставок Украине летального оружия.

«Я ВНЕС ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УКРАИНЕ ВНЕШНЕЙ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ НА СУММУ 47 МЛН. ДОЛЛАРОВ»

— Мы здесь обсуждали много вещей. Мне сказали, что много солдат, которые служили в армии, по возвращении домой страдают посттравматическим расстройством. В Украине растет обеспокоенность, чтобы такие люди получили лечение. Мы сами переживали подобную проблему. И потому я сказал, что мы вам поможем, и я буду пытаться все делать, чтобы была оказана медицинская помощь солдатам,  страдающим от такой болезни.

Но это не заменяет другой помощи, а является приложением к тому, что мы можем сделать. Я верю, что предоставление военной помощи со стороны США зависит от нескольких вещей. Президент Обама работает с европейскими лидерами, такими как  Ангела Меркель, чтобы поддерживать санкции и коалицию против России. Канцлер Меркель пропагандирует Минское перемирие как лучший способ решения проблемы. Я лично скептически отношусь к этому и считаю, что Путин и его российские боевики многократно нарушали минские договоренности и при этом погибают украинцы. Следовательно, мы должны сказать Меркель и другим европейским лидерам, что минское перемирие в данный момент не работает. Следовательно, мы должны возобновить санкции и возможно, усилить их. Я внес законопроект о предоставлении Украине внешней военной помощи на сумму 47 млн. долларов. В  данное время в Белом доме принимается решение относительно предоставления этих средств. И я буду призывать президента и Белый дом, чтобы отправить эти средства Украине.

Существует много  вещей, где Украина нуждается в помощи. Мы предоставили на  следующий год, который начинается 1 октября, такую же  сумму в $47 млн. Поэтому моя преданность Украине относительно предоставления военной помощи  не изменилась. И это вопрос относительно предоставления помощи в сфере психологической реабилитации бойцов может помочь.

Господин сенатор, вы сказали о $47 млн. помощи Украине, а когда Обама подпишет законопроект, который предусматривает выделение нескольких сотен миллионов долларов на поставки Украине летального оружия? Как известно, он угрожал, что ветирует  данный закон.

— То, что Президент угрожал применить вето, не имеет отношения к Украине. Это происходит в рамках дебатов с конгрессом о размерах нашего общего бюджета.

«МЫ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ ПУТИНУ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ЦЕНА, КОТОРУЮ НУЖНО ЗАПЛАТИТЬ ЗА АГРЕССИЮ»

Недавно состоялся визит госсекретаря Джона Керри в Сочи, который американские СМИ назвали дипломатическим провалом, а издание American Interest написало, что «из-за этой поездки администрация Обамы выглядит слабой и беспомощной». А какое ваше мнение о результатах переговоров Керри с Путиным?

— Мои ощущения относительно вторжения Путина в Украину хорошо известны. Я верю, что мой президент и госсекретарь Керри разделяют мнение, что это была агрессия, и мы должны остановить ее. И мы должны сказать Путину, что существует цена, которую нужно заплатить за агрессию. И я считаю, что встреча в Сочи подобно встречам на наивысшем уровне во время холодной войны является усилиями, чтобы поддерживать открытыми линии коммуникаций. Я не верю, что госсекретарь Керри будет идти на компромисс относительно любых главных принципов, о которых я говорил. Во время встречи лицом к лицу с Путиным он напомнил о нашей позиции о том, что тот делает в Украине. И наша позиция не изменилась даже после Сочи. 

В Киеве недавно побывала и помощник госсекретаря Виктория Нуланд. По ее словам, Путин сказал Керри, что он полностью отдан имплементации Минских договоренностей. И теперь, отметила она, нужно всем сторонам их реализовать, а не говорить об этом. Но мы видим, что ничего не изменилось. Каким образом более активное привлечение США может способствовать реализации договоренностей?

— Смотрите, дело не в том, чтобы убедить США в том, что минское перемирие провалилось. Нам нужно убедить европейских лидеров, в частности канцлера Меркель. Мне сказали, что недавно она встречалась с Путиным и была очень разочарована его ответом. Когда канцлер Меркель и европейские лидеры придут к выводу, что минское перемирие не выполняется, то это создаст основания для более сильных санкций и для увеличения военной помощи со стороны США.

«США ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ УКРАИНЦАМ РЕСУРСЫ, ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ ЛЮБОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ТАНКОВ В НАПРАВЛЕНИИ МАРИУПОЛЯ…»

Но даже сейчас после начала работы рабочих групп, что предусматривалось минскими договоренностями, продолжается обстрел украинских позиций со стороны пророссийских сепаратистов. То где же должна быть та красная линия, когда нужно внедрять новые санкции?

— Этот вопрос нужно направить канцлеру Меркель. Она сказала нам и другим лидерам, что верит в Минские договоренности, имеющие большой потенциал, мирно разрешить этот конфликт. Пока Путин не изменится, нам — США и Европе — нужно усилить поддержку Украины.

И для этого, по-видимому, нужно было бы предоставить Украине летальное оружие, чтобы защититься от будущего наступления. Почему президент не дает такого распоряжения?

— Я сделал запрос по предоставлению «смертельного» или «оборонного» оружия, но президент еще не принял решения по этому вопросу. Но мы поставили в Украину больше, чем любая другая страна в мире военных ресурсов, чтобы противостоять российской агрессии. Я не отступился от требования по поставкам противотанкового оружия, потому что считаю, что мы должны предоставлять украинцам ресурсы, чтобы остановить любое продвижение российских танков на Мариуполь или любую территорию за пределами линии прекращения огня.

«АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ»

— Известно, что энергетические ресурсы являются одним из наибольших российских рычагов, чтобы оказывать давление на другие страны. В США существует большая поддержка строительства трубопровода Keystone, что, по мнению, экспертов могло уменьшить цену на нефть и таким образом лишить Россию этого инструмента влияния на политику соседних стран. Почему президент Обама выступает против этого трубопровода?

— Действительно, Президент не принял окончательного решения по этому вопросу. Но решение принимает нефтяной рынок. Если цена на нефть остается низкой, то строительство этого трубопровода может быть неоправданным. Очень дорого переделывать канадские битуминосные пески в нефть. Для этого должна быть высокой цена за бочку нефти. Сегодняшняя цена намного ниже, и потому сомнительно, что этот газопровод будет построен, даже если президент даст разрешение.

Но другое дело, когда идет речь о природном газе. И я ставлю вопрос, предусматривает ли Украина строительство порта для получения сжиженного газа. Такое решение, по-видимому, не было принято Украиной, и, учитывая финансовое положение, сегодня трудно представить себе строительство такого терминала.

Я, наверное, вспоминал об этом раньше, что моя мать родилась в Литве, а литовцы сейчас работают над созданием терминала по поставке сжиженного природного газа в страны Балтии. А это значит, что Владимир Путин не единственный игрок в городе. Когда существует конкуренция, то его угрозы являются менее угрожающими, менее тревожными.

Я хотел бы также прибавить, что Украина как и Соединенные Штаты должны рассматривать две вещи: альтернативные источники энергии, где бы они ни были, в том числе восстанавливаемые постоянные виды энергии, а что для Украины является более важным — энергоэффективность. Мне рассказали, что старые здания советского образца и старая система, когда люди получали энергоресурсы по очень низким ценам, привели к огромным потерям энергии. Поэтому существуют способы, чтобы Украина помогла себе за счет повышения энергоэффективности, а также снижения зависимости от российских источников.

Видите ли вы пути, благодаря которым бизнес США может помочь Украине в диверсификации источников энергии?

— Я действительно  не исследовал этот вопрос. Но мне говорили, что одна из проблем, с которыми сталкиваются американские экспортеры  и американские поставщики энергоресурсов, — могут ли они делать бизнес в Украине. Здесь появляются вопросы верховенства права, выполнения контрактов, надежности судебной системы — любая большая компания хотела бы иметь ответы на все эти вопросы, перед тем как вкладывать инвестиции в Украину.

О СТАТУСЕ «ГЛАВНОГО СОЮЗНИКА США — НЕ ЧЛЕНА НАТО»

Несколько дней назад, Тунис получил статус главного союзника  США — не члена НАТО.   Что вы думаете о том, чтобы Украине предоставить подобный статус?

— Я хочу помочь Украине. Я знаю, что членство в НАТО было очень важным для стран Балтии и Польши. Но членство в НАТО заключается в том, что, во-первых, страна должна хотеть его. Украинцам нужно принять соответствующее решение. А во-вторых, статус «главный союзник США не член НАТО» несет за собой определенную ответственность со стороны этой страны. Опять-таки,  это решение сначала должен принять украинский народ.

Мыкола Сирук

Источник: day.kiev.ua

© 2015, https:. Все права защищены.