Зорькин: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу

Председатель КС не видит коллизии в соотношении Конституции и норм международного права Конституция устанавливает однозначный приоритет национального права над международным, пояснил Валерий Зорькин

 Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин не видит коллизии в вопросе о соотношении Основного закона и норм международного права, так как Конституция устанавливает однозначный приоритет национального права над международным.

«Подчеркну, что положение о приоритете национального права четко записано в российской Конституции. В соответствии с частью 1 статьи 15 нашей Конституции, Конституция России имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов, одновременно в части 4 той же статьи записано, что составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры», — заявил Зорькин в своей публичной лекции в рамках Петербургского международного юридического форума.

Я убежден, что коллизии (здесь) нет», — сказал глава КС, пояснив, что «в силу верховенства Конституции, международные правоустановления должны интерпретироваться как конкретизация положений Конституции».

«Но они не могут быть применены, если выходят за пределы заложенного в Конституцию правового смысла», — отметил он.

Как пояснил Зорькин, Россия, разумеется, должна выполнять международные соглашения, но необходимо иметь в виду, что часть положений международных договоров, например, Конвенция о правах человека, содержит весьма абстрактные нормы, в частности, обойден вопрос о политических правах заключенных, смертной казни.

«Конституционный суд РФ, исходя из духа Конвенции (по правам), вынес решение, что в России невозможна смертная казнь, но Россия не стала изменять из-за этого свою Конституцию», — отметил Зорькин.

Вопрос о необходимости закрепления в Конституции приоритета национального права в последнее время неоднократно поднимал глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В частности, в статье, опубликованной 28 апреля в «Российской газете», он предложил, исключить из Конституции «положения, согласно которым международное право составляет неотъемлемую часть правовой системы РФ, и закрепить в ней приоритет национального законодательства», а также наделить Конституционный суд РФ правом проверки конституционности положений международного права, а также того толкования, которое было придано им при разрешении дела международной судебной инстанцией в отношении прав и законных интересов Российской Федерации.

Между тем специалисты по конституционному праву отмечают, что Конституция РФ и сейчас имеет верховенство над международными договорами. Так, глава профильного комитета Госдумы Владимир Плигин, сославшись на анализ статьи 15 пункта 4 Основного закона страны, пояснял, что законодатели исходят из того, что «никакой международный договор не может противоречить Конституции РФ».

 

Источник: tass.ru

© 2015, https:. Все права защищены.