Чем грозит Астанинская декларация режиму Башара Асада?

Переговоры представителей сирийской оппозиции, прошедшие в Астане, по словам экспертов не принесли реальных результатов. Казахстан записал себе в актив очередную имиджевую победу, но как это неоднократно было с другими миротворческими инициативами Астаны никаких позитивных сдвигов для самого разрешения конфликта так и не сделано.

Как заявил представитель курдского движения Сирии Наби Сарбаст в течении встречи казахстанское правительство было нацелено на то, чтобы создать все условия для успешного проведения встречи.

«Мы впервые смогли добиться конкретных результатов по сравнению с тем, что было ранее. Впервые оппозиция смогла сойтись по ряду принципов для решения ситуации в Сирии, чтобы очертить будущее страны», — сказал он.

Относительная поддержка

Сообщается, что так называемую Астанинскую декларацию подержали 22 из 27 членов сирийской оппозиции, представленной на переговорах.

«Этот документ, который мы назвали астанинской декларацией, включает в себя несколько принципов, о которых договорились представители оппозиции, находящиеся внутри Сирии и за ее пределами. Это первый прецедент, когда мы смогли достичь такого документа и представить основополагающие принципы для развития последующего представления сирийского вопроса», — заявил Н.Сарбаст.

Лидер оппозиционного движения «За плюралистическое общество» Ранда Кассис заявила, что сирийский оппозиционеры готовы еще раз встретиться в Астане.

«Мы все хотим вернуться в Астану еще раз и расширить те ряды оппозиционеров, встретиться здесь еще раз. Если Республика Казахстан выразит на то свое согласие, мы будем благодарны ей за это», — отметил в свою очередь лидер.

«Участники переговоров решительно подтверждают осуждение всех видов насилия в отношении гражданских лиц, необходимость борьбы против всех видов терроризма, которые практикуют экстремистские группировки, а также необходимость привлечения к ответственности за военные и террористические преступления», — говорится в подписанной сторонами декларации.

Глава МИД РК Ерлан Идрисов подчеркнул, что у Казахстана нет, каких-то особых интересов в Сирии, нет скрытой повестки дня. Он сказал, что казахстанская позиция открытая, она подчеркнуто нейтральная. Единственным интересом Казахстана в Сирии является возврат мира на многострадальную землю и создание долгосрочных условий для развития.

«Кризис является одним из наиболее острых международных кризисов, его негативное влияние распространяется не только на регион Ближнего Востока, но и имеет очень серьезное отрицательное воздействие в целом на глобальную ситуацию. Мы являемся свидетелями огромной гуманитарной катастрофы в Сирии, более 250 тыс. человек погибло в военных действиях, около 4 млн человек являются беженцами, их судьба очень печальна. Угрозы терроризма и экстремизма распространяются огромными темпами, и конечно же, эта ситуация требует самого пристального коллективного решения и действий. Казахстан считает, что сирийский кризис не может быть решен военными средствами, есть только мирное решение вопроса. Конечно, вокруг этого кризиса задействовано много сил как внутри, так и вне Сирии. Задачей глобальных игроков, на наш взгляд, является создание условий для такого мирного решения сирийского кризиса. Без вмешательства, без давления, без занятия предвзятых позиций. На этом основывался наш подход при подготовке встречи. Мы надеемся, что дух общности и объединения усилий по урегулированию сирийского кризиса возобладает, и это позволит возродить женевский процесс и его результативно завершить. И если для этого потребуется проведение второй встречи в Астане, то, как я сказал, Казахстан открыт. Мы страна с доброй волей», — сказал Е. Идрисов.

Официальные власти не приехали

Слабой стороной прошедших переговоров эксперты назвали то, что на них не присутствовали представители сирийского правительства. Состав участников переговорного процесса называют слабым.

Посол Сирии в России Рияд Хаддад сказал, что Дамаск «не рассчитывает на какие-либо результаты встречи».

Как отметила Р.Кассис, если речь идет о начале политического процесса, то Сирию должны покинуть все иностранные наемники. Большинство из участников переговорного процесса были согласно с ним, но звучали и возражения относительно необходимости присутствия в стране.

Политолог Султанбек Султангалиев сказал, что просьба о переговорах внутри сирийского оппозиционного лагеря в Астане исходила от самих лидеров сирийской оппозиции. Этот факт объективно свидетельствует об авторитете казахстанской власти и успешной работе внешнеполитического ведомства на Ближнем Востоке.

«Считаю, что уже в недалеком будущем в Астане может состояться следующий раунд переговоров, но в качественно новом формате, с участием лиц из окружения президента Башара Асада. Сам ход военно-политических событий в Сирии и Ираке подталкивает к конструктивному диалогу две противоборствующие стороны перед лицом главной угрозы — Исламского государства. В случае положительного разрешения сирийского кризиса Казахстан извлечет политические дивиденды, как в Азии, так и на международном уровне как государство миротворец и посредник в локальных конфликтах. Считаю, что именно к Казахстану обратится руководство США и ЕС, а так же Российской Федерации для нормализации отношений между ними, для нахождения консенсуса в затянувшемся и явно невыгодном никому конфликте интересов. Переговоры сирийской оппозиции в Астане — это пробный шар для изучения и оценки модераторских возможностей и посреднических способностей Акорды», — сказал Султангалиев.

Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев назвал участие Казахстана в организации мирных переговоров в Сирии — еще одним доказательством того, что внешняя политика РК — это политика мира. В этом контексте можно воспринимать и участие Акорды в урегулировании сирийской ситуации.

«Надо понимать — что казахстанский формат — лишь один из целого ряда. У РК есть преимущества перед другими сторонами в плане посредничества в сирийском конфликте. Это страна изначально не вовлеченная никаким образом в конфликт, страна мусульманская по исторической традиции, не связанная с Западом, но и не противник ему или вообще кому-либо. Между тем, надеяться на быстрое разрешение конфликта в Сирии преждевременно, но любые попытки ведения переговоров надо приветствовать. Они, в конечном счете, приближают мир на этой многострадальной земле», — убежден эксперт.

Андрей Казанцев,

Источник: mgimo.ru

© 2015, https:. Все права защищены.