Как Киев отомстил России за Крым

В четверг, 11 июня, на Украине вступил в силу закон, денонсирующий российско-украинское военное сотрудничество. Среди «пущенных под нож» военных договоров Украины и РФ – в том числе сотрудничество в области военной разведки и соглашение о межгосударственных военных перевозках. На основании этого закона Киев фактически перекрывает российским военным путь в Приднестровье, поскольку среди расторгнутых соглашений – договор, обеспечивающий транзит через украинскую территорию наших миротворцев, находящихся на территории Приднестровской Молдавской республики. (В ПМР находится полуторатысячный контингент российских войск). Кроме того в блокаде окажутся российские военные, которые охраняют на территории непризнанной республики склады с боеприпасами, в основном с истекшим сроком действия.

Киев наказывает Россию Приднестровьем

В ответ в Минобороны РФ заявили, что уже принято решение обеспечивать снабжение наших войск по воздушному коридору, решено перевозить военно-транспортными самолетами горюче-смазочные материалы (что сильно удорожит их доставку), а также продовольствие. (Последнее, по мнению наблюдателей, не так критично, поскольку большая часть продовольствия для российских военных закупается на месте).

А вот обратный военный транзит боеприпасов с истекшим сроком хранения, которые утилизировались на территории России, скорее всего, будет прерван – вряд ли имеет смысл возить по воздуху столь опасный и тяжелый груз.

В МИД России уже выразили сожаление по поводу решения Киева фактически объявить блокаду Приднестровью, тем самым перечеркнув совместные усилия по приднестровскому урегулированию.

Напомним, ПМР провозгласила независимость в 1990 году, а реально отделилась от Молдавии после вооруженного конфликта 1992 года. Республика является непризнанной, Молдавия считает ПМР своей территорией, что закреплено целым рядом юридических нюансов: например, предприятия Приднестровья в большинстве зарегистрированы как молдавские. В республике три официальных языка – русский, молдавский и украинский. В отличие от Молдавии, которая пишет по-молдавски латиницей, в Приднестровье принято кириллическое написание.

В 2006 году в ПМР прошел референдум о присоединении к России, набравший более 97% сторонников. В марте 2014 года Верховный совет Приднестровья попросил Госдуму РФ разработать закон, который позволил бы ПМР войти в состав России.

В самом Приднестровье опасаются, что вслед за Украиной ей объявит блокаду и Молдавия, в этом случае российские миротворцы окажутся в полном окружении.

В связи с денонсацией Киевом военных соглашений с РФ уже озвучиваются апокалиптические сценарии, дескать, Украина немедленно нападет на Приднестровье, и именно в преддверии этого события Михаил Саакашвили и был назначен на пост главы граничащей с непризнанной республикой Одесской области.

«От Одессы до приднестровской границы всего 50 км. Эту территорию теперь контролирует Саакашвили. Что он может задумать? Почему он сразу, как только явился в Одессу, стал ремонтировать стенки пирса в одесском порту? Не для того ли, чтобы к этим пирсам могли причалить тяжелые корабли 6-го американского флота? А потом, случись там какая-нибудь чудовищная провокация, всё можно списать на этого безумца, на непредсказуемого губернатора-русофоба», — пугает читателей склонный к образному языку писатель Александр Проханов, призывающий Россию к немедленным действиям по защите непризнанной Приднестровской Молдавской республики.

«За Родину! За Приднестровье!» — заканчивает Проханов свою филиппику против Киева и Саакашвили.

Воздушная война

К чему приведет денонсация военных соглашений между Россией и Украиной, будет ли война за Приднестровье, и вообще, причем здесь Саакашвили, корреспонденту Федерального агентства новостей объяснил руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

— Реальной угрозы войны за Приднестровье сейчас нет, и никто ее, конечно, не начнет, — успокоил Арбатов корреспондента ФАН. — Но угроза каких-то инцидентов, конечно, есть. Потому что, если наземный коридор будет закрыт, то нам останется только воздушный коридор, чтобы снабжать нашу приднестровскую группировку при помощи военно-транспортных самолетов. И миротворцев, и тех, кто там охраняет склады с боеприпасами. И если Молдавия попытается этому помешать или как-то наши военно-транспортные самолеты сопровождать, то и нам придется их сопровождать своими истребителями. И здесь возможны и инциденты, и даже какие-то столкновения в воздухе. Так что преуменьшать опасность не надо.

Саакашвили и НАТО

— Как вам кажется, насколько серьезны разговоры, что Украина готовит удар по Приднестровью, что дескать Саакашвили поставлен не просто так, и что он специально затеял ремонт набережной, чтобы во всеоружии «встретить» военные корабли НАТО?

— Я думаю, назначение Саакашвили никакого отношения к войне с Приднестровьем не имеет, а что касается кораблей НАТО, то с согласия украинского правительства они и так могут причаливать в любом порту Украины. Но создать базу с военным присутствием нельзя, не принимая Украину в НАТО. А Украину в НАТО никто не собирается принимать. Что касается совместных учений, заходов в порты, то это возможно. Но давайте вспомним недавнее время, когда и в наши порты заходили и корабли НАТО, и американские суда, и это вовсе не означало, что Россия стала членом НАТО.

Саакашвили и контрабанда

— Саакашвили объявил о начале укрепления границы с ПМР для противодействия контрабанде. Насколько эти заградительные меры ударят по экономике Приднестровья, которая в силу статуса непризнанной республики в большой степени является «серой»?

— Это может, конечно, причинить Приднестровью некоторый ущерб, потому что контрабанда оттуда и туда идет большая. А Саакашвили, если что-то он и сделал у себя в Грузии, то он, в общем-то, наладил работу и полиции, и правоохранительных органов на достаточно высоком для Грузии уровне. Ни до, ни после него такого уровня не было. И он, конечно, может более надежно перекрыть границу с Приднестровьем, прижать их. Но ведь контрабанда – есть контрабанда – с ней все стараются бороться.

Да и нельзя сказать, что Приднестровье целиком живет за счет контрабанды. У ПМР большие экономические связи и с Молдавией, частью которой она до сих пор официально считается. Причем связи эти растут. Есть у них и связи с Украиной. Что касается контрабанды, то в той мере, в какой Приднестровье от нее зависит, какой-то ущерб они понесут. Ну, значит, там будут развиваться законные виды торговли, что, в общем-то, неплохо.

Хотят ли в Киеве войны

— Некоторые российские СМИ называют денонсацию Киевом военных соглашений с Москвой сознательной провокацией, попыткой, спровоцировав Россию на военное вмешательство, консолидировать украинское общество перед лицом «внешней угрозы» и добиться новых преференций от Запада. Насколько такое предположение правомочно?

— Нет, на Украине никакого военного конфликта с Россией не хотят. Они, может быть, заинтересованы в напряженности, потому что под это дело они получают экономическую и финансовую помощь Запада, а также снисходительное отношение западных партнеров к коррупции, к дезорганизации государственной и политической жизни на Украине – всё это есть. Хотя в последнее время отношение Запада к этому стало меняться, Запад уже начинает от этого уставать.

Но что касается вооруженного конфликта, то они этого не хотят и провоцировать Россию на вооруженный конфликт не будут никогда. Потому что они понимают, что в очередной раз проиграют, получат удар по своему престижу, а Запад никакой прямой помощи как не оказывал раньше, так не окажет и впредь, особенно сейчас.

Расплата за Крым

— Почему же тогда военное сотрудничество Киева с Москвой свернуто именно сейчас?

— Почему свернуто военное сотрудничество? Украинское руководство, потеряв Крым, потеряв часть территории, сочло, что надо на это чем-то отвечать. Было бы странно продолжать с нами сотрудничество, продолжать обслуживать наши тяжелые стратегические ракеты в условиях, когда фактически на юго-востоке страны идут боевые действия, и когда Россия отняла у Украины Крым. Отняла, как бы там ни было. Я не говорю об исторических и прочих обоснованиях, но отнять – значит отнять.

Со стороны Киева в этой ситуации продолжение военного сотрудничества с РФ означало бы просто подставляться под критику, жесткие нападки со стороны украинских правых, со стороны националистических сил. Поэтому власти какие-то меры и предпринимают, чтобы показать, что они не просто всё проглатывают, а что они в ответ тоже что-то такое делают. Вот поэтому и происходит свертывание военного сотрудничества.

Кстати говоря, свертывание военного сотрудничества с Украиной создало очень серьезные проблемы для российского оборонно-промышленного комплекса. Конечно, Россия решит эти проблемы, но решит их за большую цену и не так быстро. Не за год и не за два. Это решится ценой нескольких лет и больших вложений. И за счет затягивания по срокам наших военных программ перевооружения армии. Поэтому здесь они таки нанесли нам урон. И именно поэтому они это и сделали. Им было необходимо ответить на потерю своей территориальной целостности, и они ответили таким вот образом, — отметил Алексей Арбатов.

 

Елена Янкелевич

Источник: riafan.ru

© 2015, https:. Все права защищены.