Отказ от кабальных условий — это «неплатежеспособность»

Россия готова платить Туркмении за газ только справедливую и рыночно обоснованную цену

Заявление Туркменистана о «неплатежеспособности «Газпрома» — тот самый случай, когда контекст ситуации критически важен для ее понимания.

Разумеется, российский газовый монополист на фоне введенных санкций переживает далеко не лучшие времена. Внешняя конъюнктура много крови попортила, капитализацию ощутимо сбила, добавила в бизнес еще больше политики, которая только мешает нормальной работе. Но объявить «Газпром» неплатежеспособным…

Что-то здесь не так, заподозрит мнительный читатель. Какое-то недопонимание. В конце концов, что сам Ашхабад подразумевает под «неплатежеспособностью» Москвы?

Ларчик не то что просто открывается — он и вовсе не заперт. Источник сенсационной новости — правительственный туркменский ресурс «Нефтегазовый комплекс Туркменистана» — прямо и бесхитростно признается: Россия отказывается платить за туркменский газ по установленной Ашхабадом цене.

Речь идет о цифре 300 долларов за тысячу кубометров — это та сумма, вокруг которой Туркменистан готов вести диалог, но не готов «Газпром», который вообще-то, о чем, разумеется, в курсе и туркмены, предоставляет своим внешним потребителям серьезные скидки и уж точно не готов работать в убыток в не самые безоблачные для себя времена.

Таким образом, перед нами некий совершенно уникальный пример «неплатежеспособности», которую можно разве что ото всей души пожелать тому же «Нафтогазу» да и кому угодно.

Для более полного понимания грустного юмора ситуации, можно привести пример из бытовой практики, когда некоторые хозяева заурядной жилплощади на отшибе столицы пытаются сдавать свои «хоромы» по заведомо неадекватной объективному рынку цене, мотивируя это всего лишь желанием жить «не хуже».

Является ли при таком раскладе арендатор, настаивающий на адекватной цене, неплатежеспособным? Или же таковым следует именовать того, кто не хочет платить, потому что не может (не будем показывать пальцем)?

Не стоит спорить с Эйнштейном, в мире и впрямь все относительно. С точки зрения представлений Туркмении об идеальном торговом партнере, «Газпром» неплатежеспособен, а с точки зрения объективного рынка — безальтернативен, как западный импортер. Но может быть эта двойственность — проблема не рынка, а психологии?

В беседе с обозревателем KM.RU политолог и публицист Анатолий Вассерман обратил внимание, что это уже далеко не первое подобное вызывающее заявление со стороны Ашхабада, реагировать на которое, впрочем, не стоит:

— Я думаю, что если кто-то в Туркменистане неофициально говорит о том, что Газпром не платит за газ, это следует воспринимать как признак очередной попытки торга.

Очевидно, что Ашхабад всего лишь предпринимает очередную неловкую попытку добиться более выгодных для себя условий реализации своего газа России. Не секрет, что, хотя  это государство и пытается сейчас серьезно заняться экспортом своих ресурсов на юг и восток, но все равно пока что основным направлением поставок остается Запад.

Причем происходит западный экспорт двухступенчато, как закупка «Газпромом» туркменского газа с последующей его продажей Западу. Такая схема по понятным причинам не во всем выгодна самим туркменам, и они то и дело пытаются добиться от нас более выгодной для себя цены.

По ходу этих переговоров Туркмения уже сделала немало откровенно странных заявлений и, уверен, таковых с ее стороны будет еще немало. Но чем больше их будет производится на свет, тем меньшее внимание на себя они будут обращать. Россия вправе настаивать на своих условиях закупок газа, а Туркменистан, понятно, будет его продавать нам, как наиболее надежному и стабильному потребителю.

Потому и не стоит удивляться как тому, что данное заявление было сделано на полуофициальном уровне, так и отсутствию реакции с нашей стороны. Ведь и у нас в «Газпроме», и, уверен, в Ашхабаде прекрасно все понимают.

Виктор Мартынюк

Источник: km.ru

© 2015, https:. Все права защищены.