Запад готов добить российскую экономику Ираном

Не дождавшись интереса к сотрудничеству со стороны России, Иран был вынужден пойти на соглашение с Западом.

Более двадцати месяцев «вынашивалось» это историческое соглашение между Ираном и «цивилизованным миром» о сворачивании ядерной программы в обмен на отмену санкций, чтобы…

А чтобы что?

Тегеран нынче ликует, если верить мировой прессе, да и прямым свидетельствам из Ирана. Но если проникнуть сквозь мишуру ликования к сути заключенного с «шестеркой» соглашения, то первое чувство — недоумение. Второе — восхищение ловкости западной дипломатии, умеющей зубы заговаривать. Третье — досада от нашей дипломатии, но об этом ниже.

Иранцы, как оказалось, не прочь лишний раз довериться красивым посулам. Понятно, что санкции — штука неприятная и вообще «жить вопреки» не всякому по нраву. Но что же предусматривает заключенное соглашение? Отмену санкций? Отнюдь — всего лишь принципиальную готовность Запада пойти на этот шаг, если Тегеран предпримет совершенно конкретные действия.

И не секрет какие: демонтаж двух третей центрифуг, сокращение запасов низкообогащенного урана до ничтожных 300 килограммов, реконструкция ядерного реактора на тяжелой воде в Араке таким образом, чтобы он не вырабатывал плутоний, еще ряд подобных пунктов и, наконец, открытие доступа к ядерным объектам для инспекций МАГАТЭ.

Последнее — принципиально важно для отмены санкций, поскольку соответствующие решения (именно решения, а не решение — поскольку речь идет о поэтапном процессе) Запад будет принимать в соответствие с этими докладами. Сама схема сворачивания ИЯП и, соответственно, снятия санкций должны быть утверждена на днях Совбезом ООН.

При этом, уже сейчас известны сроки по снятию ограничений на продажу Ирану вооружений. Для наступательных — он составит пять лет, а вот ракеты в эту страну нельзя будет поставлять еще восемь лет.

В беседе с обозревателем KM.RU политолог, доцент кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко заметил, что точку в многолетнем противостоянии Ирана с Западом ставить еще рано:

— Конечно же заключение этого соглашения — это большая победа иранской дипломатии, но для нас важнее то, что это серьезнейшей повал дипломатии российской. Потому что «Газпром» может оставаться монополистом на европейском рынке поставок газа лишь только до тех пор, пока в Сирии держится режим Башара Асада, а в Иране — режим, пришедший к власти в результате исламской революции 1979 года и пока остается в силе его неприятие Западом.

В случае, если полное примирение Ирана с Западом и, как следствие, снятие всех санкций состоится, тогда, как минимум, становится возможной реализация проекта «Набукко», что предполагает значительный объем поставок газа из иранских и туркменских месторождений Каспийского моря через Турцию в Европу.

А ведь Иран, что не секрет, очень долгое время желал дружить с нами, желал прочных двусторонних дипломатических, политических и экономических отношений с Россией.

Но, начиная с 1991-го года, вся наши элиты наглядно демонстрировали Тегерану, что он не является для Москвы первостепенным партнером. Соответственно, в случае малейшего давления со стороны Запада, мы легко отказывалась от прежде заключенных соглашений с Ираном.

В итоге он был просто вынужден пойти на очень серьезные уступки Западу по собственной ядерной программе. И уступки эти действительно очень серьезные. Фактически можно говорить о том, что, в обмен на отмену санкций, программа эта сворачивается полностью.

Но в том-то и дело, что никакой немедленной отмены санкций не предвидится. Пока что лишь планируется к заключению, но еще не заключено соглашение о последовательности их отмены, а также по закрытию элементов Иранской ядерной программы. Можно уверенно прогнозировать, что обсуждение этого документа не обещает быть легким, за каждый пункт стороны будут бороться до конца. Иран ведь не хочет закрывать свою исследовательскую программу полностью и при этом полагает, что санкции против него должны быть сняты единовременно.

В свою очередь, Запад настаивает на том, что сниматься они должны лишь по факту инспекций МАГАТЭ, которые подтвердят добросовестность Ирана в деле исполнения своих обязательств.

Все это вкупе позволяет мне не верить в то, что данное заключенное соглашение в итоге будет реализовано в полной мере, поскольку ключевые противоречия на настоящий момент сторонами так и не преодолены. Но самое главное, Соединенные Штаты все равно никогда не вычеркнут Иран из «оси зла», поскольку для них он остается одним из наиболее опасных режимов.

Плюс ко всему будет безусловно учтена и позиция Израиля, для которого Иран является главным международным пугалом, а прочные политические и союзнические отношения между США и Израилем хорошо известны.

Источник: km.ru

© 2015, https:. Все права защищены.