МВФ: Греция=Беларусь?

Зачем МВФ требует от Беларуси реформ, чего они вообще от нас хотят и почему до сих пор не дали денег?

Разобраться в шести ключевых вопросах, связанных с отношениями Беларуси и МВФ, «Ежедневнику» помог старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.

Откуда у МВФ деньги и зачем он их дает в кредит странам?

Международный валютный фонд работает при ООН, в него входят 188 стран, в том числе и Беларусь, – собственно они и скидываются деньгами. Больше всего дают США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия – соответственно, от этих стран в первую очередь зависят принимаемые МВФ решения.

Как объяснил Вадим Иосуб, задача МВФ – помогать странам, у которых возникает дефицит платежного баланса (если страна покупает у других государств больше, чем им продает, тогда ей не хватает валюты).

«МВФ предоставляет валюту, которой стране не хватает. Но прежде он выясняет, по каким причинам возник дефицит платежного баланса и дает рекомендации, как не допустить эти проблемы в будущем», — отметил аналитик.

Зачем МВФ мучает Грецию?

Сегодня МВФ винят в бедствиях Греции. Однако проблема у Греции возникла до того, как страна обратилась к фонду. По словам Вадим Иосуба, при вступлении в еврозону Греции удалось обмануть Евросоюз по поводу состояния своей экономики. «Буквально обмануть, то есть в разы занизить отношение долга к ВВП, занизить дефицит бюджета путем банальных махинаций. И после этого получить возможность, продолжая безответственную экономическую политику, очень дешево занимать на европейских рынках. А кредиторы, которые одалживали деньги, исходили из ложной статистики по греческой экономике», — сказал эксперт.

Получилось, что Греция тратила больше, чем могла себе позволить – у нее возникла дыра в бюджете. МВФ ей посоветовал начать жить по средствам, а это значит, сокращать дотации, льготы, пенсии и т.д. «Каждая из этих мер непопулярна в народе и политически вредна для властей. Популистское правительство Греции оправдывалось перед народом, что это не оно довело страну до подобного состояния, а просто МВФ заставляет их жить плохо», — отметил представитель «Альпари».

МВФ дает вредные советы?

Многие экономисты говорят, что политика жесткой экономии, которую советует многим странам МВФ, угнетает экономику и ведет к обострению кризиса.

Вадим Иосуб по этому поводу отметил: «Вообще говоря, экономика как точная наука – дисциплина молодая. Вопросов в ней больше, чем ответов и не на все вызовы есть точные рецепты. Это как медицина, которая сталкивается с какой-то новой болезнью. Существуют общие подходы, но они не всегда работают. И тем не менее все равно лучше обращаться к врачу, чем к каким-то знахарям или гадалкам».

Эксперт отмечает, что МВФ имеет огромную наработанную экспертизу во многих странах мира. «На самом деле, когда страны говорят: у нас такая уникальная ситуация и к нашей проблеме общие рецепты не подходят – оказывается, что где-то в Центральной Африке, Юго-Восточной Азии или Латинской Америке уже когда-то возникала абсолютно идентичная проблема», — подчеркнул аналитик.

Хотя вопрос о том, что надо делать в случае экономического кризиса – затягивать пояса или, наоборот, стимулировать экономику, — окончательно экономической наукой не закрыт. «И если кто-то заявляет, что он знает ответ на этот вопрос лучше, чем МВФ, он вызывает, мягко говоря, недоверие», — считает представитель «Альпари».

Чего МВФ хочет от нас и зачем требует реформ?

«Ничего он от нас не хочет, — ответил на вопрос «Ежедневника» эксперт, — ситуация как раз обратная – это мы хотим от него, причем хотим вполне конкретного – денег. Те страны, которым нужна помощь, обращаются к МВФ по собственной инициативе. Сам фонд не пытается к кому-то лезть со своей помощью».

Аналитик обратил внимание, что сегодня популярны домыслы, будто задача МВФ – вогнать страны в долговую кабалу. Но на сам деле задача фонда, которая решалась бы в идеале, – сделать так, чтобы страна никогда больше к МВФ не обращалась – то есть ей не понадобились бы кредиты. Хотя на практике не всегда получается этого достичь.

Беларусь обратилась к МВФ, фонд в ответ предложил меры, которые могут вывести страну из череды повторяющихся кризисов. Правда, после горького опыта общения с нашей страной в 2011 году фонд уже не верит тому, что белорусские власти пишут на бумаге. Он требует сначала начать реформы, а потом получить деньги.

Не превратит ли нас сотрудничество с МВФ во вторую Грецию?

По мнению Вадим Иосуба, через пару десятков лет чисто теоретически мы могли бы повторить судьбу Греции. Однако он сомневается в этом сценарии, так как у нас гораздо меньше абсолютная величина долга, а также отношение долга к ВВП.

К тому же, Беларусь не фальсифицирует данные о своем экономическом положении. А потому, хорошо это или плохо, рассчитывать на сотню миллиардов одолженных денег в ближайшие годы нам не приходится.

«Но есть один неприятный момент, — отметил аналитик. – Допустим, речь будет идти не о кредитах от МВФ, а, например, о межправительственных кредитах от России. Если эти деньги будут выделены не под реформы, а под лозунги об интеграции, братстве и какие-то другие геополитические цели, то получится, что мы можем попасть в капкан кредитования».

Не реформировав экономику, Беларусь будет вынуждена постоянно брать новые кредиты для погашения старых. А уменьшать кредитное бремя без глубоких реформ нам не получится.

Что значит ответ МВФ Беларуси?

15 июля фонд сообщил, что Беларусь и МВФ договорились «продолжить диалог». «Ключевые существенные и технические вопросы … необходимо доработать, — говорится в сообщении. – При условии, что в данной работе будет достигнут достаточный прогресс, визит миссии для проведения официальных переговоров по программе может быть запланирован позже в этом году».

Вадим Иосуб эти неопределенные высказывания прокомментировал так: «Очевидно, что был торг между белорусской стороной и МВФ. На какие-то меры мы не согласны, потому что они: а) слишком сложные, б) неприемлемы в предвыборный период, в) противоречат всей уникальной белорусской экономической модели, которая доказала свою эффективность».

Кредиторы же неумолимы и требуют решительных мер. Пойдет в итоге Беларусь на выполнение требований или откажется от сотрудничества с МВФ?

«Грубо говоря, вопрос в том, насколько нам нужны деньги, что окажется сильнее – неприятие реформ или необходимость получить финансирование», — считает представитель «Альпари».

Анастасия Гурина

Источник: ej.by

© 2015, https:. Все права защищены.