Мегакрупная торговая сеть – это отложенная смерть локального производителя. В любом регионе, куда заходят «Магнит» или Х5, через полгода-год ложатся десятки магазинов, а еще через какое-то время – десятки местных производств, лишающихся сбыта.
Губернаторы пытаются бороться с этим, навязывая сетевикам правила работы на территории – в частности, допуск местных товаров на полки. Но это противоречит базовой технологии, с помощью которой тот же «Магнит» успешно давит местную розницу – то есть системе крупных логистических центров, которые централизованно обслуживают целые региональные кусты.
Что означает: чтобы молокозавод в Черкесске мог продать свою продукцию жителям Черкесска, он должен везти ее в Пятигорск, на базу – и оттуда она уже вернётся обратно в Черкесск в общей куче. Эффект масштаба, то есть возможность оперировать сразу очень большими партиями товара, перебивает для сетей издержки транспортного плеча.
Плюс шикарная возможность делать отрицательную наценку, годами работать в минус – до момента, пока конкуренты не разорятся. Местные торговцы отбиваются как могут, пытаются работать даже через генпланы городов (закладывая обязательное правило о недопущении новых торговых точек в непосредственной близости от уже существующих), но стратегически они битву уже проиграли. И не только за себя, но и за того парня – местного мелкого производителя, который теперь разве что на базаре может сбывать свою продукцию.
Проектная задача: как победить «Магнит»? Не в смысле «построить еще один такой же», а как дать дорогу местному мелкому производителю к местному же потребителю в комфортном для обоих ценовом сегменте? Что это за формат и как он технически реализуем? Возможна ли тут какая-то партизанская тактика, вроде систем онлайн-заказа по методу коллективных закупок с почтоматами и т.п.?
Вопрос этот даже не про то, что люди будут кушать, а про то, где они завтра (когда окончательно иссякнет нефтебюджетный поток) возьмут деньги на то, чтобы покупать еду.
Алексей Чадаев
© 2016, https:. Все права защищены.