Если все пойдет так, как предполагают поддерживающие этот проект люди, то новый трубопровод, о начале строительства которого было недавно торжественно объявлено, пройдет по территории полдюжины стран. Он обеспечит увеличение поставок природного газа в Европу, а также сократит беспокоящую континент зависимость от России — своего критически важного поставщика.
Однако многие наблюдатели задают вопрос: а сможет ли этот трубопровод выдержать всю предполагаемую нагрузку — физическую, экономическую и геополитическую?
Этот 860-киллометровый Трансадриатический трубопровод (TAP) стоимостью в 5 миллиардов долларов планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году — он пройдет по территории Италии, Греции и Албании, а также будет присоединен к трубопроводу, идущему из Турции в Армению и Азербайджан, и таким образом будет проложен южный маршрут в обход России. Новый трубопровод является совместным проектом газовых компаний из Британии, Азербайджана, Испании, Швейцарии и Италии.
Он должен будет обеспечить природным газом 7 миллионов домохозяйств в Юго-Восточной Европе. Кроме того, предусматривается возможность его присоединения к сети трубопроводов, обслуживающих Западную Европу.
Трансадриатический трубопровод — это один из 195 находящихся в работе проектов, направленных на диверсификацию и расширение поставок энергоносителей в Европейский Союз, а также на развитие соответствующей инфраструктуры.
«(Целью этого проекта) является повышение энергетической безопасности Европы и диверсификация поставок энергоносителей, но, кроме того, речь идет о доступе к трубопроводной сети определенных стран и регионов, которые раньше находились в невыгодном положении с точки зрения доступа к энергоносителям, — отметил Гарри-Закари Цимитрас (Harry-Zachary Tzimitras), директор расположенного на Кипре Исследовательского института проблем мира (Peace Research Institute). — Этот проект является также важным для Греции. Греция получит возможность в будущем стать важным центральным узлом в системе транспортировки энергоносителей».
Россия в течение десятилетий продолжает оставаться главным для Европы поставщиком ископаемого топлива. Чиновники Европейского Союза всеми силами пытаются сократить существующую зависимость после произошедшего десять лет назад конфликта между Россией и Украиной, в результате которого время от времени возникала угроза прекращения поставок газа в остальную часть Европы.
«Поворотным моментом, своего рода ящиком Пандоры в том, что касается обеспокоенности в отношении большой зависимости Евросоюза от поставок энергоносителей из России, послужил произошедший десять лет назад украинский кризис и последовавший за ним первый случай прекращения поставок Россией природного газа в Европу, — подчеркнул Василеос Каракасис (Vasileios P. Karakasis), эксперт в области международных отношений Лейденского университета в Голландии. — Для решения этого вопроса многие страны-члены Евросоюза пытались найти такое решение, которое позволило бы диверсифицировать поставки энергоносителей в Европу».
Российский президент, как сообщается, не испытывает большой радости по поводу строительства нового трубопровода. Как ожидается, вопросы энергетики будут среди главных пунктов его повестки во время визита в Грецию на этой неделе. Москва планировала построить свой трубопровод через территорию Турции или Болгарии и далее в направлении Греции и Италии, однако затем эти планы были отложены в результате возникшей напряженности в отношениях с Турцией из-за событий в Сирии. А тем временем Европейский Союз блокировал болгарскую часть этого проекта.
По сообщению греческой прессы, Афины во время визита г-на Путина не будут фокусировать свое внимание на предлагаемом Россией проекте трубопровода «Посейдон» из-за неопределенности в области региональной геополитики.
Визит г-на Путин в Грецию будет первым посещением российского президента одной из стран-членов Евросоюза после визита в Италию, состоявшегося около года назад.
Некоторые наблюдатели полагают, что адриатический трубопровод не обязательно должен вызывать раздражение у Москвы. Россия будет продолжать поставлять природный газ в Европу через Германию, которая заявляет о том, что она довольна этим российским маршрутом поставок.
Трансадриатический трубопровод может покрыть лишь небольшую долю общей потребности Европы в природном газе, а российский Газпром, как ожидается, все еще будет в состоянии предложить конкурентные цены в сравнении с новым трубопроводом, отмечают аналитики.
«Важно рассматривать его не в антагонистическом ключе, а, скорее, как дополнительный маршрут, который должен обеспечить диверсификацию энергетических поставок», — сказал г-н Цимитрас.
Другие наблюдатели считают, что новый трубопровод не способен обеспечить ту степень энергетической независимости, на которую рассчитывают его сторонники.
«Сможет ли этот проект сам по себе помочь Брюсселю уменьшить рычаги воздействия России на Евросоюз? Ответ будет однозначным: нет. В ближайшем будущем подобный вариант не представляется реалистичным», — подчеркнул г-н Каракасис. — Предполагаемый объем природного газа, который будет направляться из Азербайджана в Европу, нельзя даже сравнивать с тем количеством этого природного сырья, которое поступает из России».
Подарок для Греции
Тем не менее, новый трубопровод является благом для Греции, которая с трудом пытается восстановиться после масштабного финансового и экономического коллапса, произошедшего во время Великой Рецессии. Как ожидается, новый проект позволит создать 8 тысяч рабочих мест в стране, где уровень безработицы в два раза выше, чем в среднем в Евросоюзе, и составляет 24%«.
«Строительство Трансадриатического трубопровода начинается в очень важный момент для греческой экономики и для более широкого региона», — сказал премьер-министр Греции Алексис Ципрас, выступая в этом месяце на церемонии в городе Салоники, посвященной началу строительства нового трубопровода. На ней присутствовали также официальные лица из других стран региона.
«Что касается экономики Греции, то сегодняшняя церемония совпадает с успешным завершением первой оценки (доклада кредиторов о состоянии греческой экономики), а также с процессом быстрого восстановления и началом роста для Греции», — подчеркнул он.
Тем не менее, некоторые регионы в Греции и Италии задают вопрос о том, какое влияние окажет новый трубопровод на их дома и источники доходов. «Не подлежит сомнению, что Трансадриатический трубопровод изменит экономику тех регионов, по территории которых он пройдет», — отметил Спирос Софос (Spyros Sofos), профессор Центра по изучению Ближнего Востока Университета Лунда в Швеции. — И я говорю не только о возможном создании 8 тысяч рабочих мест, но и об использовании земли. Речь идет не только о тех участках земли, по которым пройдет трубопровод; там должны быть построены подъезды, обеспечивающие безопасность и доступ. Это значительные территории, которые больше уже не будут возделываться«.
По данным опубликованного в 2014 году доклада Геотехнической палаты Греции, оказывающей консультационные услуги правительству страны, этот трубопровод следует переместить еще дальше на север для того, чтобы не разрушать плодородные сельскохозяйственные земли, тогда как компрессорные станции, которые будут построены в окрестностях Серреса в Греции, следовало бы разместить еще дальше по соображениям безопасности. «Сельскохозяйственные земли и фермеры являются важными составляющими развития страны», — сказал он.
Фирма TAP AG, ведущая строительство Трансадриатического трубопровода, является собственностью компании BP, азербайджанской энергетической компании SOCAR, итальянской Snam, бельгийской Fluxys, испанской Enagas и швейцарской Axpo. По словам представителей TAP AG, были предприняты все меры предосторожности для обеспечения безопасности местного населения. Кроме того, TAP AG собирается потратить миллионы долларов на проведение компаний в этом регионе по поводу корпоративной социальной ответственности.
Одно итальянское движение, выступающее против строительства нового трубопровода, ставит под сомнение энергетическое планирование Европейского Союза, а также сотрудничество с авторитарным режимом Азербайджана, который обвиняется в аресте журналистов, выступающих против правительства. «Мы просим Европейскую Комиссию проверить процедуру по определению так называемых „проектов общего интереса“, которая в настоящее время исключает из процесса принятия решения тех, кто должен получать основную выгоду от проектов», — подчеркнул Марко Поти (Marco Poti), мэр города Мелендуньо, в открытом письме, направленном руководителям Евросоюза. Его город является точкой входа трубопровода на территорию Италии, и мэр города заявил, что будут бороться против этого проекта.
Некоторые наблюдатели считают, что этот проект позволит транспортировать американский и израильский сжиженный природный газ с помощью расположенного в море комплекса (в районе города Александруполиса, в северной части Греции), который будет связан с Трансадриатическим трубопроводом.
Соединенные Штаты не являются той страной, по которой пройдет этот трубопровод, отметил госсекретарь Джон Керри в своем заявлении, «однако (мы поддерживаем его), потому что он дает людям новую надежду и возможность для стабильности и процветания во всех странах по маршруту его прохождения, а также в соседних регионах».
© 2016, https:. Все права защищены.