Россиян больше беспокоит экономика, чем цены

Россиян больше беспокоит экономика, чем цены

Экономист Антон Табах — о том, как вывести экономику из порочного круга

Актуальность проблемы роста цен для страны в целом, по оценкам россиян, за несколько месяцев существенно снизилась: если в январе 2016 года она занимала вторую строчку в рейтинге (при ответе на вопрос без подсказок ее называли 20% опрошенных), то в марте она опустилась в конец первой десятки (соответствующие ответы дали 5% — минимум за полтора года).

Такие данные приводятся Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по результатам опроса о том, какие проблемы в масштабах страны были наиболее актуальны для россиян в марте 2016-го.

«Это не означает ослабления восприятия остроты кризиса, а говорит лишь о привыкании респондентов к новым экономическим условиям», — прокомментировал данные опроса руководитель исследовательских проектов управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМа Михаил Мамонов.

Однако бить в литавры и трубить, что инфляция перестала быть основной проблемой для населения, в корне неверно.

Рост цен, так же как и вопросы ЖКХ, на протяжении последних 25 лет в опросах на любую экономическую тему остается в топе насущных проблем. Если за четверть века ситуация практически не менялась, то резко измениться за квартал она тем более не могла. Другое дело, что острота восприятия проблемы могла снизиться, и это объяснимо.

Экономика и граждане несколько отошли от резкого скачка инфляции, который наблюдался с конца 2014 года. Тогда он был обусловлен резким ослаблением курса рубля, а отчасти — ростом тарифов на услуги естественных монополий. Резкое повышение ставок стало антиинфляционной мерой ЦБ. Это продолжалось до середины 2015 года, затем инфляция постепенно пошла на спад. Сейчас инфляция продолжает снижаться и напряжение спадает. Что называется — «отлегло».

Но речь идет о снижении темпов роста цен, а не уровня цен — даже в среднем.

В целом же если год назад среднегодовая инфляция была двузначная, то теперь она ушла на уровень ниже 10%. Для населения тоже ощущаются определенные послабления — из-за того что мировые цены на нефть упали, не только ослаб рубль, но и несколько подешевело топливо, а рост акцизов на бензин не очень сильно нарушает эту картину.

Если народ расслабился, то в ЦБ пока беспокоятся.

Пока регулятор проявляет крайнюю осторожность и не снижает процентные ставки. Скорее всего, он начнет их снижать на заседаниях либо в конце апреля, либо в середине июня. Но ключевая ставка застыла на уровне 11% с августа прошлого года, в частности, потому, что инфляционные риски пока высоки.

Кроме того, привыкание к новым экономическим условиям в том виде, в каком это наблюдается сейчас — на фоне стагнации номинальных и падения реальных, т.е. с поправкой на инфляцию, денежных доходов населения, — новость далеко не радостная. Если бы инфляция возникала за счет роста доходов и индексации зарплат, то для населения это было бы терпимо, несмотря на опасность для экономики. Но сейчас, как можно заметить из отчетов торговых сетей и практически по всем экономическим индикаторам, новые экономические условия сводятся к снижению качества жизни, причем существенному и практически для всех слоев населения. 

У так называемого среднего класса и активно зарабатывавшего городского населения сейчас особенно заметно снижение качества и наполнения потребительской корзины. Когда даже при умеренной инфляции рост доходов населения практически отсутствует, возникает классическая стагфляция. В силу причин демографического характера высокая безработица в современной России невозможна, но при этом экономический кризис проявляет себя в снижении доходов населения, и этот цикл самовоспроизводится.  

Выйти из него можно двумя путями.

Первый — дождаться повышения цен на нефть до более приемлемого уровня. При политике, препятствующей укреплению рубля, со стороны ЦБ и Минфина можно повысить темпы роста экономики — от 0 до 1,5–2% и без серьезных реформ. Но это сценарий, слишком сильно зависящий от внешних факторов. Другой вариант заключается в том, чтобы провести реформы, попытаться, что называется, оживить занятость и тем или иным способом увеличить доходы населения, и за счет этого вывести экономику из порочного круга. Сделать это можно и за счет роста бюджетных расходов. При этом мы тоже будем отмечать рост инфляции, но эта инфляция будет менее беспокойной для граждан, однако пока государственная политика заключается в оптимизации и снижении госрасходов.

Опрос ВЦИОМа показывает, что уровень опрошенных, обеспокоенных положением в экономике, стабильно высок, и скорее всего, наученные кризисом люди поняли, что проблема не в отдельных аспектах жестокого кризиса, вызванного сразу несколькими причинами (исчерпанием модели роста, геополитическими проблемами и обвалом цен на экспортные товары), — росте цен, задержке зарплат, уровне пенсий, — а с положением в экономике в целом, требующим мер на институциональном уровне.

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.