Энергопрожекты: грузинский газ для Украины от США

Географический ребус заголовка объясняется следующим образом: имеется энергетическая компания Frontera Resources Corporation. Американская фирма согласно расположению своей штаб-квартиры и гражданству персонала. Правда, зарегистрирована FRC на Британских Виргинских островах, для минимизации налоговых платежей и докучливых финансовых проверок. Свою коммерческую деятельность Frontera Resources Corporation осуществляет не только в Техасе, где у фирмы имеется офис и скромные добывающие мощности. Frontera уделяет большое внимание региону Черного моря, где у нее нет даже офиса и любых производственных активов. Зато есть эмиссары в Грузии и претензии на звание международной корпорации.

Имеется лучшее правительство в украинской истории, активно занятое поисками альтернативных источников энергии. Полуторалетние повествования о выгоде реверсных поставок газа и угля с дальних континентов аудиторию уже не впечатляют. Проклятая математика и повсеместная грамотность мешают объяснению побед. Реверсный газ из стран ЕС по цене 270 $ (и выше) за тысячу кубометров явно выглядит дороже, чем прямой экспорт того же газа из РФ по цене 247 $/тыс. м3. Африканский уголь по цене 126 $ за тонну существенно проигрывает в финансовой привлекательности и в качественных показателях антрациту из Донбасса. Энергетические фантазии нуждаются в переходе на качественно новый уровень.

Чему и служит подписание эпохального меморандума о взаимопонимании между государственной компанией Нафтогаз и уже упомянутой Frontera Resources Corporation. Документ высокие представители сторон завизировали в Вашингтоне, во время первого украинско-американского бизнес-форума. Совпавшего с визитом украинской правительственной делегации в США. Ее участники могли свободно перекурить на бордюрах у Белого Дома, назвать действия радикальных бандитов с гранатометами «борьбой с коррупцией в Мукачево» и заняться другими полезными делами.

Нафтогаз и Frontera договорились об инвестиционном сотрудничестве, о разведке и разработке нефтегазовых месторождений, о модернизации и диверсификации, о технологическом совершенствовании, об экологической заботе и пр. Все бы хорошо, обтекаемый набор общих формулировок не отменяет партнерства с международной и одновременно американской корпорацией. Но текст совместного меморандума содержит конкретную информацию о практической реализации партнерства.

Например, об импорте сжиженного газа из грузинских месторождений Frontera на Украину. Для чего достаточно построить один сжижающий терминал в Грузии, второй разжижающий в Одессе и организовать рейсы LNG-танкеров по черноморскому маршруту. Прекрасный план, если игнорировать реалистичность его осуществления.

Во-первых, чиновники Нафтогаза приписали Frontera «подтвержденные запасы природного газа в Грузии объемом около 300 млрд. кубометров». В качестве ресурсной базы будущих черноморских поставок. Все известные месторождения природного газа в Грузии являются общегосударственной собственностью, никакой корпорации не передавались и насчитывают 80 млрд. м3. Но разработка имеющихся природных запасов сложна и нерентабельна. Закавказская страна целиком и полностью импортирует «голубое топливо», в ежегодных объемах от 1.5 до 2 миллиардов кубометров.

До 2008 года летучие углеводороды приобретались Грузией у Газпрома, после августовской авантюры 08.08.2008 переориентировались на Азербайджан. Первоначальная стоимость азербайджанского газа для грузинских потребителей составляла 60 $/тыс. м3. К 2015 году тариф для соседей вырос вчетверо, до 230 $/тыс. м3. Абсолютная зависимость от единственного поставщика вынудила Тбилиси задуматься о возобновлении импорта российского газа. Пока что в небольших количествах – политический вентиль открыть сложнее, чем затянуть. Разумеется, Грузия добровольно откажется от 300 млрд. кубометров газовых запасов, даже если их удастся обнаружить и подтвердить рентабельность добычи. 300 млрд. газовых кубометров хватило бы Грузии на полтора века энергетической автономности. Гораздо лучше продавать собственный газ Украине через американское посредничество, самим продолжая покупать летучее топливо в Азербайджане. Карусель энергетических достижений выглядит именно так.

Во-вторых, сооружение сразу двух приемно-передающих LNG-терминалов обойдется как минимум в 1.5 миллиарда долларов. Между тем все активы международной компании FRC измеряются десятками миллионов долларов, равно как и долговые обязательства, оборот акций и выпуск облигаций. Чистый убыток Frontera Resources Corporation по итогам 2013 года составил 11.2 млн. $, по итогам 2014 года достигнув $ 12.5 млн. $. Обязательный доступ к финансовой отчетности публичных компаний – действительное достижение американского законодательства в области бизнеса.

Frontera Resources Corporation – это небольшая фирмочка, застолбившая несколько нефтеносных участков в Техасе, с двумя буровыми установками на балансе и массой несбалансированных амбиций. С большими проблемами ввиду падения мировых цен на нефть, со стремлением заработать на дутых проектах подальше от американской юрисдикции. Хотя бы на проведении экспертиз, изысканий, пресс-конференций и презентаций. Для государства (пусть и грани дефолта) десяток-другой миллионов долларов – мелочь на пиар-расходы. Для компании уровня FRC эта «мелочь» позволит получить ощутимую прибыль. Привлечь же инвестиции на строительство сразу двух газовых терминалов без наличия ресурсной базы и при собственной профессиональной несостоятельности такая компания не сможет никогда. Да и цели такой перед собой не ставит, американский прагматизм активен в реалистичных рамках.

В-третьих, три года назад отважная Фронтера уже подписывала меморандум с украинскими государственными структурами. Только не с Нафтогазом, а с Государственной службой недр и геологии. Еще при беглом тиране, такая вот неразборчивая в контактах и контрактах корпорация. Углубленные и высокотехнологичные поиски нефтегазовых месторождений на Украине привели к их виртуальному обнаружению… в Грузии. Кто ищет, тот всегда найдет. Если не газ с нефтью, то желающих оплачивать газовые изыскания и летучие достижения. История углеводородных спекуляций включает в себя планы от 2011 года, когда официальный Киев и Баку обсуждали поставки азербайджанского сжиженного газа в Украину. Обсуждение на президентском уровне закончилось ничем, лишь повысило градус восторженных ожиданий на ровном месте.

В-четвертых, летом прошлого года турецкими властями был подтвержден запрет на проход LNG-танкеров через Босфор и Дарданеллы. Турецкая сторона из соображений безопасности против любых визитов таковых судов через узкие проливы – как в загруженном, так и в порожнем состоянии. Строительство на верфях внутреннего моря еще и пузатых газовозов для рейсов между черноморскими LNG-терминалами выглядит совершенной абстракцией. Шанс уговорить Анкару на допуск танкеров в черноморскую акваторию имеется, но за определенную компенсацию и после сложных переговоров.

В-пятых, срок действия нового Меморандума ограничен двумя годами. За 2 года еще не был построен ни один терминал, даже небольшой и мобильный (типа литовского Independece). В-шестых, как транспортировать разжиженный газ из одесского порта по всей стране? В-седьмых, сколько будет стоить газ оригинальной доставки потребителю?

Вопросов много, ответ один. Освоение нескольких десятков миллионов долларов украинского бюджета американскими газовыми специалистами является главной целью нового меморандума. Второстепенной станет отвлечение общественного внимания радужными пузырями энергетических перемог. С последующим заключением о невозможности переброски сжиженного газа по целому комплексу объективных причин. С констатацией олимпийского лозунга «Главное – не победа, а участие!» под приятный шелест в избранных карманах.

P. S. Вице-президент Еврокомиссии по энергетическим вопросам г-н М. Шефчович на днях отмечал важность газового транзита через украинскую ГТС для общеевропейских нужд. По причине его объемов в 140 миллиардов ежегодных кубометров. Господин вице-президент Еврокомиссии совершенно прав, если ориентироваться на данные…1998 года! В 2013 через Украину транспортировано 86 млрд. м3 российского газа, в 2014 – 62 млрд. м3, в этом году ожидается менее 58 млрд. м3. Стоит ли удивляться обилию бредовых проектов в европейской энергетике при подобном уровне компетенции высшего руководства.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

© 2015, https:. Все права защищены.