Низкие цены на нефть повергли энергетический сектор в уныние

Продолжающие падать цены на нефть тянут вниз еще недавно переживавшую бум экономику Казахстана, и ведут к увольнениям в играющем ключевую роль энергетическом секторе страны.

Учтя уроки длившейся месяцы забастовки в городе Жанаозен на западе республики, кроваво подавленной властями в 2011 году, правительство ввело механизмы по предотвращению очагов нестабильности в индустриальной сфере.

На фоне падения цен на нефть эталонной марки Brent ниже $50 за баррель, китайско-казахстанская буровая компания «Великая стена» объявила о вынужденном сокращении штата. Представитель компании, с которым представитель EurasiaNet.org связался 12 августа, подтвердил, что уже уволили 203 работника, а осенью ожидается еще 200 увольнений.

«Великая стена», базирующаяся в нефтяном городе Актобе на западе Казахстана, лишь одна из многих компаний, столкнувшихся с проблемами в результате падения цен на нефть, доходы от добычи и экспорта которой составляют 25% ВВП и 60% платежного баланса республики.

«Низкие цены на нефть ударили по доходам казахстанских производителей, – сказал EurasiaNet.org Алекс Найс (Alex Nice), эксперт по Казахстану в лондонском аналитическом центре Economist Intelligence Unit. – Они также страдают по причине того, что, в отличие от российского центробанка, Национальный банк Казахстана с февраля прошлого года удерживает курс тенге по отношению к доллару на относительно стабильном уровне. В результате расходы производителей на оплату труда остались на высоком уровне в долларовом эквиваленте».

Отражением масштаба экономических проблем в нефтяном секторе стало вынужденное предоставление казахстанским нацбанком http://russian.eurasianet.org/node/62346 испытывающему финансовые проблемы нефтяному гиганту «КазМунайГаз».

Увольнения в Актобе усилили уныние в энергетическом секторе, сообщил EurasiaNet.org на условиях анонимности источник в расположенном в городе АО «СНПС-Актобемунайгаз», совместном предприятии государственных энергетических компаний Китая и Казахстана. «Настроение очень плохое, т.к. люди не хотят потерять работу», – сказал источник.

Опубликованные в СМИ высказывания оказавшегося в тяжелом положении работника нефтяной сферы об увольнениях отражают высокий уровень озабоченности среди работников «Великой стены», которая была вынуждена на половину сократить зарплаты работникам по причине падения доходов. «Я единственный кормилец в семье, – сказал изданию «Мой город» нефтяник Канай Борекешов. – У меня четверо детей. Надо их к школе готовить. Тех денег, которые мы получаем, нам еле хватает. А если сократят зарплату, а потом и вовсе без работы оставят, мы пропадем!»

«В настоящее время у нас работают всего 7 бригад из 24, – отметил в разговоре с тем же изданием замдиректора «Великой стены» Арман Камалов. – Работа встала».

Уроки Жанаозена научили власти более эффективно вести переговоры. После тех событий правительство заставляет нефтяные компании договариваться с работниками в случае возникновения довольно редких для Казахстана забастовок. Например, в мае компания, эксплуатирующая огромное Карачаганакское месторождение на северо-западе Казахстана, быстро положила конец стачке, предложив поднять зарплаты рабочим.

Но Астана демонстрирует, что готова действовать не только пряником, но и кнутом.

В прошлом году парламент ввел жесткие законодательные ограничения в отношении деятельности независимых профсоюзов и уголовное наказание за провокацию незаконных забастовок.

Профсоюзы также крайне недовольны проектом нового трудового кодекса. В своем заявлении от 23 июля Федерация профсоюзов Казахстана осудила находящийся в разработке проект, в рамках которого планируется пересмотреть целый ряд положений трудового кодекса, включая зарплаты и прекращение действия контрактов. «Принципы и нормы проекта нового Трудового кодекса усиливают позиции работодателя в ущерб правам работника, – отмечается в заявлении. – В связи с этим, можно обоснованно предположить, что принятие Трудового кодекса обусловит рост социального напряжения в трудовых коллективах, и даже в целых отраслях».

Хотя нефтяники очень обеспокоены влиянием низких цен на нефть на их работодателей, источник в «СНПС-Актобемунайгаз» сообщил EurasiaNet.org, что бастовать никто особо не хочет, отметив, что «люди недовольны, но они понимают, что цены на нефть низкие, и относятся к [сокращению расходов] с пониманием».

По мнению аналитиков, казахстанские компании способны пережить кризис в краткосрочной перспективе. «На данном этапе нет оснований ожидать массовых увольнений, т.к. кризис только начинается», – сказал EurasiaNet.org Касымхан Каппаров, директор Национального бюро экономических исследований.

Между тем всего два года назад будущее представлялось намного более светлым. Астана рассчитывала значительно увеличить добычу после запуска сверхгигантского Кашаганского месторождения. Но по причине задержек добыча на месторождении – и пополнение государственной казны – не начнется до 2017 года.

По данным властей, добыча нефти в этом году останется на прежнем уровне 80 млн тонн, но ОПЕК прогнозирует, что добыча в 2015 году все-таки немного сократится. Бюджет Казахстана сверстан из расчета цен на нефть на уровне $50 за баррель. Если цены надолго упадут ниже этого уровня, правительству придется сокращать расходы.

Власти и так уже запустили руку в Национальный фонд РК – копилку, в которой собирались на черный день излишки нефтяных доходов – чтобы поддержать слабеющую экономику. По прогнозам Астаны, рост ВВП страны в этом году составит 1,5%.

«Низкие цены на сырьевые товары с большой вероятностью окажут значительное влияние на экономику Казахстана, – отметил Найс. – Рост [ВВП] в этом году, скорее всего, сократится до 1-2%, по сравнению с 4,3% в 2014 году».

«Ответные действия правительства включают инфраструктурную программу с целью компенсировать сокращение инвестиций, но властям приходится сокращать расходы в других сферах, – добавил он. – Если цены на сырье и объемы экспорта останутся на низком уровне в будущие годы, сложно представить, какие другие секторы экономики смогут взамен стать локомотивами роста».

Джоанна Лиллис

Источник: russian.eurasianet.org

© 2015, https:. Все права защищены.