Отпуск по нужде

После победных реляций об успехе «Уралвагонзавода» на выставке Иннопром-2015 новость об отправке в вынужденный отпуск 1/6 части рабочих корпорации стала ледяным душем. Но именно о 5 000 работниках, которым придется отдыхать за 2/3 ежемесячной зарплаты, рассказала и.о. директора по персоналу Юлия Зотова. По ее словам, это не последняя мера «оптимизационного» плана, за ней последуют и другие. Возможно, в ближайшее время порядка 30% сотрудников переведут на неполный рабочий день. Об этом же сообщил и зампредседателя федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселёв. Напомним, что в феврале из-за отсутствия сбыта вагонов несколько тысяч человек точно так же «отдыхали» в вынужденных отпусках.

О системных проблемах, связанных с выпуском УВЗ гражданской продукции (точнее, его отсутствием), было известно давно. Глава корпорации Олег Сиенко привычно объясняет их исключительно внешними причинами, ему дружно вторят другие менеджеры. Рынок подвижного состава серьезно просел с 2012 года говорит Юлия Зотова, все надежды на вероятный контракт с Азербайджаном и госгарантии. По ним, говорит она, корпорация может получить до 15 млрд рублей. Одним словом, снова поддержка за счет бюджета.

Кто эти 5000 сотрудников, которых «ушли» в отпуск, г-жа Смирнова не поясняет. Теоретически среди них могут быть, помимо вагоностроителей, и сотрудники Челябинского тракторного завода. Месяц назад работники ЧТЗ-Уралтрак выходили на пикет, чтобы привлечь внимание к ужасающему положению предприятия. В корпорации мероприятия предпочли… не заметить. «Обычно, когда мы назначали пикет, была хоть какая- то реакция — обещания давались, а сейчас ничего. Никто не хочет заниматься этой проблемой. А у нас тут восемь тысяч человек – говорит председатель профкома Олег Косых. — К нам даже никто не вышел из оставшегося руководства, никто не приехал ни от правительства, ни от «Уралвагонзавода», хотя все были уведомлены и приглашены. Сказать нечего. Задолженность по заработной плате как была, так и остается 300 млн рублей, и еще 4,5 млн по профсоюзным взносам». К предприятию имеют серьезные претензии и энергетики – долги за газ достигли 7 млн рублей. ОАО «Челябинскгоргаз» подало в суд на банкротство – заседание состоится 8 сентября.

Но может, ЧТЗ спасут новые проекты, в частности, с Китаем в области тракторостроения? На Иннопроме представители УВЗ заявляли, что китайский «десант» в полном составе осматривает площадку в Челябинске. Мол, именно там начнется возрождение завода. Пусть и с участием компаний из КНР. И первая ласточка – бульдозер Б-11 с китайским дизелем и трансмиссией.

Однако и здесь не все гладко. Буквально вчера Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)завершила антидемпинговое расследование в отношении импорта из Китая гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 лошадиных сил. Поясним – этот как раз тот класс бульдозеров, который когда-то массово производил ЧТЗ. К нему относится и Б-11 с мощностью двигателя 190 л.с. Инициируя антидемпинговое расследование против китайцев, российские компании, выпускающие машины такого класса (а именно ЧТЗ-Уралтрак, Промтрактор, Дормаш, ЧДСМ), просили тем самым господдержки в виде высокого таможенного барьера, чтобы защитить рынок от дешевых китайских аналогов. И добились ее. ЕЭК предлагает ввести антидемпинговую пошлину сроком на пять лет для четырех китайских компаний-поставщиков строительной техники в размере от 9,65% до 44,65%, для прочих производителей из КНР – в размере 44,65%. Это позволит обеспечить равные конкурентные условия для производителей данной техники на рынке ЕврАзЭС. Принятие решения о введении дополнительной пошлины на импортные бульдозеры по итогам проведенного расследования ожидается в начале третьего квартала 2015 года.

Теперь же получается, что Олег Сиенко, запуская китайскую Shantui на ЧТЗ, фактически сводит на нет усилия остальных участников. Да, китайцам подняли таможенную пошлину, но, в случае успеха переговоров, они «зайдут» на российский рынок через Челябинск. И заполонят его как бы российскими бульдозерами, но с китайской начинкой. И всем остальным производителям, кроме ЧТЗ, придется ой как незавидно.

Непонятно одно – как, в контексте решений ЕЭК, у Олега Сиенко получится объяснить коллегам по цеху свои действия? Или он намерен придать китайскому Б-11 статус отечественного продукта, но для этого необходим высокий уровень локализации. Китайцы на это заведомо не пойдут – такой формат кооперации им не интересен. Вот и получается, что «пришла беда откуда не ждали». Интересно, что предпримут в ответ другие производители бульдозеров и как прокомментирует инициативу Сиенко Минпром России?

Сергей Нелюбин

Источник: og.ru

© 2015, https:. Все права защищены.