Помогли ли санкции нашим аграриям?

Год назад, 6 августа 2014 года, Россия ввела продовольственные антисанкции — наш ответ на очередную волну санкций со стороны США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали в основном мясные и молочные продукты из этих стран, рыба и рыбопродукты, а также овощи и фрукты. Предполагалось, что такие меры не только «сделают больно» западным странам, лишив их фермеров довольно солидного рынка сбыта, но и помогут отечественным производителям. Прошел год, и что получилось?

Импорт упал

Как следует из статистики Федеральной таможенной службы, в январе — мае 2015 года (наиболее свежие данные) импорт продовольствия из дальнего зарубежья упал по сравнению с тем же периодом годом раньше аж на 40% с лишним, если считать в долларах, и на 26% — если в тоннах. Это в целом. А как следует из данных Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), импорт подобной продукции из стран, не входящих в Евразийский союз (ЕАЭС), практически вообще обвалился. С июля 2014 по июль 2015 года сыров закуплено в 9,4 раза меньше, чем годом раньше, сливочного масла — в 7,8 раза, сухого обезжиренного молока — в 6,3 раза.

К слову, на зарубежных производителях молочных продуктов наше эмбарго сказалось особенно сильно. Как пишет The World Street Journal, именно оно стало одной из главных причин рекордного падения цен на молочную продукцию на мировых рынках. В сравнении с началом 2014 года они опустились на 64%, до уровня 2002 года. Больше всего пострадала Новая Зеландия, для которой экспорт молочной продукции — основа экономики.

Импорт еды из стран ближнего зарубежья, включая ЕАЭС, тоже уменьшился — на 13,8% (в тоннах). Правда, если смотреть по отдельности, то кое-какой еды оттуда мы, напротив, стали завозить больше. Например, свинины — аж в 3,2 раза. Также увеличились поставки из стран СНГ (в основном Беларуси) молочных продуктов — сливочного масла, сыра и творога.

Своего стало больше

Статистика свидетельствует, что собственное производство таки подросло.

Особенно ударно наши аграрии нарастили выпуск сыров (см. графику). По данным «Союзмолока», также неплохо поднялось производство сливочного масла и масляных паст — на 8,3% за год. Производство собственно молока осталось примерно на том же уровне (+0,3%), но и это уже прогресс, поскольку раньше наблюдался спад. Больше стало и всех видов отечественного мяса (см. графику).


Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Увеличились посевные площади под урожай-2015. Под картофель и овощи — в полтора раза (и это без учета дач, где, как уверены эксперты, наши граждане в честь кризиса тоже посадили всего побольше).

Еще бы кризиса не было…

Правда, как отмечается в «Оперативном мониторинге экономической ситуации в России», подготовленном Институтом Гайдара, Российской академией народного хозяйства и госслужбы и Всероссийской академией внешней торговли, с апреля — мая наметившиеся темпы роста в сельском хозяйстве замедлились. Из-за падения доходов россияне начали экономить на еде, и не только на импортной. В частности, как прогнозируют в Национальной мясной ассоциации, по итогам года на 6% может сократиться потребление мяса.

Падением спроса проблемы не ограничились. В начале года резко подорожали кредиты. Оборудование, семена — в основном импортные, а соответственно подорожали пропорционально падению рубля. И с вполне российскими удобрениями возникли проблемы. Это товар экспортный, закупается в России многими странами — вот производители и взвинтили цены вслед за ростом валют.

Впрочем, при всех этих проблемах в более выигрышном положении оказались именно те наши сельхозпроизводители, чьей продукции теперь не грозит конкуренция с европейской. Не случайно отечественные аграрии всячески поддерживают продление антисанкций. По мнению Андрея Даниленко, председателя правления «Союзмолока», — этот отраслевой союз особенно активно выступает за сохранение ограничений — для того чтобы нашим аграриям добиться существенных успехов, нужен не один год.


Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

А В ЭТО ВРЕМЯ

Россия может расширить продовольственные антисанкции — распространить их на семь стран, которые приняли решение присоединиться к санкциям против Крыма и к антироссийским санкциям ЕС. Правительству дано поручение поработать этот вопрос.

Речь идет об Украине, Грузии, Черногории, Албании, Исландии, Лихтенштейне и Норвегии. Норвегия, впрочем, и так уже под антисанкциями. А с Грузией вопрос неоднозначный. Она поддержала только санкции против Крыма, а не антироссийские санкции в целом. А после грузинские политики и вовсе пошли на попятную: как заявил спецпредставитель президента Грузии Зураб Абашидзе, Тбилиси решений о каких-то новых санкциях не принимал, речь идет о продлении решения от 2014 года.

Тем временем у Роспотребнадзора опять стали появляться претензии к качеству грузинского вина. Ведомство утверждает, что в ходе проверок обнаружило «систематические нарушения технологии производства».

А Россельхознадзор пригрозил с 1 сентября (это если контрсанкции не будут расширены) сократить число поставщиков исландского продовольствия. Эта страна сейчас, после того как под эмбарго попала норвежская продукция, — один из крупнейших поставщиков в Россию рыбы, в частности селедки. К ней тоже претензии — как говорится в сообщении Россельхознадзора, исландцы никак не устранят выявленные еще в 2014 году нарушения норм Евразийского экономического союза.

Елена Аракелян

Источник: rostov.kp.ru

© 2015, https:. Все права защищены.