Право для «своих»

Глава Минкульта Владимир Мединский защищает монопольное право Никиты Михалкова и скандального известного Сергея Федотова контролировать авторские сборы. Министр категорически против реформы системы защиты прав, предполагающей прямую работу с авторами

К 20 августа должно завершиться общественное обсуждение поправок к Гражданскому кодексу. Изменения системы защиты авторских прав в России инициировало Минкомсвязи. Почему?

Действующая система управления авторскими правами непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, считает замминистра связи Алексей Волин. Будет лучше, если автор сам будет договариваться с организацией по коллективному управлению и оговаривать условия, сказал он. Основная идея министерства — чтобы общества по коллективному управлению работали только по прямым договорам с авторами и исполнителями.

Авторы инициативы отмечают, что у сложившейся модели внедоговорного коллективного управления есть много недостатков: непрозрачность системы сбора и распределения вознаграждения между правообладателями, отсутствие у правообладателей возможности контролировать деятельность обществ по коллективному управлению правами.

На данный момент общества по коллективному управлению правами собирают отчисления в пользу всех авторов, даже если эти авторы не подозревают о существовании таких обществ. Распределяются же они иногда более чем странно. Так, по информации «Ведомостей», в 2014 году популярный поэт-песенник Илья Резник заявил об изъятии всех прав на свои произведения из коллективного управления Российского авторского общества (РАО), так как получил за них в 2013 году всего 12 руб. Продюсер группы «Тату» и автор песни «Нас не догонят» Елена Кипер рассказала, что за трансляцию этой песни на открытии Олимпийских игр получила всего 450 руб. Это странно: песня — мировой хит, а церемония транслировалась в 80 странах мира, удивляется она.

Минкомсвязи предлагает создать справедливую и прозрачную систему защиты. Но именно против нее выступил глава Министерства культуры России. Эксперты отмечают, что Владимир Ростиславович отстаивает частные интересы Никиты Михалкова, который совместно с президентом авторского совета РАО Сергеем Федотовым контролирует авторские сборы.

Итак, Министерство культуры считает, что внедрение идеи реформирования негативно скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение, поскольку не смогут самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). В частности, говорится о вознаграждениях для руководства РАО и РСП.

Напомним, по данным отчета РАО, с 2008 по 2013 годы сборы организации увеличились в два раза — с 2,2 млрд до 4,4 млрд рублей. В 2013 году Федотов с удержал целевые отчисления на покрытие собственных расходов 1 млрд рублей! На оплату труда сотрудников организация направила 320 млн рублей, на хозяйственные расходы — 67 млн, на юридические услуги — 37 млн, на прочие расходы (не раскрываются) — 15 млн рублей! Что это за прочие расходы? Покупки элитных автомобилей или вечеринки в ресторанах?

В другом отчете — Российского союза правообладателей (РСП), где главенствуют на пару Федотов с Михалковым, указано, что с 2010 по 2013 годы организация значительно увеличила авторские сборы. 15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. В 2010 году собранное вознаграждение составило 38 млн рублей, в 2011-м — 683 млн, в 2012 достигло 1,1 млрд! В 2013 году организация собрала рекордную сумму — 3,4 млрд рублей, а выплатила 1,7 млрд рублей! Получается, организация удержала суму в 1,7 млрд!

Якобы 6-8% этих денег уходит на разработку и поддержку программного обеспечения, 5-7% расходов составляют затраты на проведение исследований и получение статистических данных и более 10% уходят на судебные издержки. Остальное — зарплата штату из 50 человек, аренда помещения, отчисления в бюджет и прочее. Если 5% — на программное обеспечение от 38 млн в 2010 году, можно понять, то 5-7% от 1,7 млрд — невозможно. Также непонятно, почему в 2013 году было удержано 50%!

Конечно, реформирование ударит по обогащению руководства. Федотову и Михалкову придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. В общем, отчисления будут распределяться не между руководством, а среди авторов.

Напомним, что Мединский вместе с Федотовым и Михалковым планируют объединение всех авторских обществ с целью монополизации сектора.

В июле разгорелся скандал вокруг объединения совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Российского авторского общества и Российского союза правообладателей.

Тогда экс-министр культуры, ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и член совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Александр Соколов не был допущен на внеочередную совместную конференцию Российского авторского общества (РАО), Российского союза правообладателей (РСП) и ВОИС, на которой было принято решение об объединении трех этих организаций в единую структуру с названием «Профсоюз деятелей культуры, российское авторское общество (ПДК РАО)».

Организаторы мероприятия отказались пропустить Соколова в зал. Оказалось, что пострадал не он один. Многие ведущие представители организаций тоже не смогли попасть на заседание. 12 из 28 членов совета ВОИС не имеют никакой информации о конференции, хотя среди них многие являются руководителями крупных творческих коллективов, заинтересованных в демократичной форме обсуждения своих прав.

Среди творческой элиты ходили слухи, что стараниями министра культуры рынок по сбору отчислений в пользу авторов может быть полностью отдан под контроль Никиты Михалкова на территории всего Единого экономического пространства. Сбор авторских вознаграждений является одним из самых выгодных областей «рынка интеллектуальной собственности».

Реформа авторских сборов перераспределит доход между создателем и исполнителям произведений, зато руководство РАО и РСП лишится возможности покупать замки в Шотландии. И не только там. Кроме замка Федотову принадлежат несколько домов в Брайтоне (город на южном побережье Англии) и квартиры в центре Лондона. Общая стоимость имущества по цене сделок с ним превышает £8 млн. Самое дорогое приобретение Федотова — квартира в центре столицы, на улице Mansfield Street, покупка которой обошлась ему в £5,7 млн.

Один из домов в Брайтоне, на престижной улице Withdean Road, Федотов приобрел за £1,3 млн, следует из документов UK Land Registry. Судя по данным на сайте Rightmove, где публикуются объявления о недвижимости, 22 июля 2015 года он был выставлен на продажу за £1,55 млн. Это двухэтажный дом с садом, пятью ванными комнатами, тремя гостиными и гаражом.

На этой же улице Федотову принадлежат еще два дома: первый — одноэтажный особняк с бассейном — Федотов купил за £2,5 млн; стоимость второго дома в реестре не раскрывается.

И еще один важный момент, позволяющий понять, почему Владимир Мединский встал грудью на защиту Федотова с Михалковым. Все организации, занимающиеся сбором отчислений в пользу правообладателей, должны получать соответствующую госаккредитацию. До сих пор ее выдавало Минкультуры РФ, но в начале августа стало известно, что эти регулирующие функции могут перейти Роспатенту. Надеюсь, разъяснять не надо?

Семен Артемьев

Источник: og.ru

© 2015, https:. Все права защищены.