В стране минусового прироста

Не так давно Президент встречался с губернатором Новосибирской области Владимиром Филипповичем Городецким. Говорили, как обычно, о социалке, выполнении майских указов, положении на селе, строительстве детских садов, призыве в армию. И, при чтении стенограммы беседы, стало понятно, как у нас при полном отсутствии всего умудряются сделать вид, что есть что-то.

Есть ли в регионе прирост населения, спрашивает Путин. Есть, уверенно отвечает губернатор, и разъясняет: «Хотя по итогам полугодия у нас естественный прирост сегодня минусовой – минус 234, но смертность не увеличилась, она даже уменьшилась на 68 человек, но уменьшилась и рождаемость на 320 человек. Однако за счет миграционного прироста – у нас и естественный прирост три года был положительный, и сейчас за счет миграционного прирост сохраняется».

Высший пилотаж чиновного словоблудия. Вот вы мне скажите – как это, приросло через убытие? Понятно, что подразумевает Городецкий — что местное население в Новосибирской области вымирает, однако условно положительная динамика поддерживается за счет приезжих. Но хвалиться тем, что темы снижения рождаемости в 5 раз выше темпов снижения смертности? В этом позитив?

Плохо и с зарплатой – она не растет, но падает. Причем речь не о росте затрат каждой семьи на безумно вздорожавшие продукты питания, а об абсолютных размерах зарплаты. «В прошлом году мы закончили со средней зарплатой по региону 27 800, сейчас она – 27 076, индексировать сегодня у нас нет возможности», мрачно констатирует губернатор. Говоря его словами, минусовой прирост в районе 3%. То бишь, в экономике дело швах.

Но разве федеральные министры лучше? Разве хотя бы последние 5 лет они не видели, к чему все идет? Цифры роста объема промпроизводства говорят за себя: 2011 год — 4,7%, 2012 – 2,6%, 2013 — 0,3%, 2014 – 1,7%. Может показаться – переломили тенденцию, тем более что у многих «благополучных» ситуация в прошлом году была не лучше. Южная Корея показала 1,5%, Германия так вообще 1,3%, Норвегия 0,8% и Гонконг 0,2%. Вопрос, правда, в уровне точки отсчета…

И еще в состоянии тех отраслей, на которых основана более-менее стабильно функционирующая экономика. А они у нас стабильно умирают. Машиностроение в целом в 2014 году показало минус 7,8%. На плаву отрасль держится, в основном, за счет ОПК. Подотрасли, выпускающие гражданскую продукцию, смотрятся очень бледно. Все они закончили год с отрицательным результатом, и спад производства был довольно глубоким. При этом снизили производство как подотрасли, выпускающие продукцию инвестиционного назначения (станкостроение, строительное оборудование, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и пр.), так и подотрасли, которые производят продукцию, ориентированную на потребительский спрос (легковые автомобили, бытовую технику и электронику). Например, производство машин и оборудования показало минус 18%, автомобилей – минус 12%.

Легкая промышленность тоже не отстает: производство тканей — минус 16%, обуви – минус 8%. Не радует и «лес – наше богатство», деревообработка дала минус 13%.

Сегодня из 12 секторов российской экономики 8 (две трети!) находятся в состоянии кризиса, говорит управляющий финансовыми активами группы РИКОМ Владислав Жуковский. В 12 из 16 отраслей обрабатывающей промышленности – тоже спад, причем на уровне 10-20%. Инвестиции за год снизились на 6-7%, потребление на 9-10%. Налицо системный кризис экономики, дефолт ресурсно-сырьевой модели развития. Предпринимаемые меры спасения экономики, по его мнению, носят не адекватный характер.

Собственно, жизнь и не ангажированные специалисты подтвердили то, о чем приличные люди говорили последние 25 лет. «Проедите советское наследство и что дальше?». Наследство проели, работающей системы взамен не создали. Забыли уже и о «Новой индустриализации», которую объявил в 2011 году Владимир Путин. Теперь у нас другой конек, импортозамещение. Вот только мне лично интересно, как будут импортозамещать (да и просто покупать новую) сельхозтехнику крестьяне? Чтоб накормить всю страну отечественными продуктами всех видов, как обещал министр Ткачев. В 2014 году в России произведено 6394 сельхозтрактора, что на 16,3% меньше, чем в 2013 году. Из них только треть(!) – отечественные марки. Остальное – МТЗ, ХТЗ и иностранцы из дальнего зарубежья. Все — отверточной сборки. По сравнению с 2011 годом производство тракторов упало почти в 3(!) раза. В 2,5 раза – кормоуборочных комбайнов (что там про развитие молочного животноводства говорили? Чем траву-то убирать?).

И напоследок. 13 августа премьер-министр подписал поручение о регулярных командировках министров в Крым, Калининград и на Дальний Восток. В регионы, так сказать, приоритетного развития. Летать они будут, разумеется, за бюджетный, то есть за наш с вами, счет. С одной стороны, да, вещь нужная. Многие министры, да и другие сотрудники ведомств вплоть до директоров департаментов и начальников отделов, банально не знают, что выпускают и как выглядят предприятия, которые они курируют. Непрофессионализм управленческого аппарата страны, действительно, давно прошел точку невозврата. А с другой, сразу вопрос: что будут делать министры в Крыму и Калининграде? В курортно-рекреационных регионах? Разве у нас в остальных субъектах все нормально? На Урале или, там, на Брянщине? Да даже в соседней с Москвой Тверской области. Хотя после таких распоряжений главы федерального правительства вопросов о том, почему все так в нашей стране, уже не возникает. 

Михаил Тимофеев

Источник: og.ru

© 2015, https:. Все права защищены.