Как Израиль стал единственным «островом стабильности» на планете?

Как Израиль стал единственным "островом стабильности" на планете?

«Ближний Восток погрузился в хаос, Европа разваливается, политическая ситуация в США оставляет желать лучшего. Единственное стабильное место на планете – государство Израиль,» — так написал мне на прошлой неделе один из наиболее опытных и известных сотрудников государственного департамента в Вашингтоне, известный эксперт по Ближнему Востоку.  

Возможно, его утверждение в отношении нашей ситуации несколько преувеличено, но оно не так уж далеко от истины.  Стабильность, разумеется, понятие довольно относительное. Однако американский наблюдатель, пришедший к подобному выводу, видит следующую картину: несмотря на все проблемы коалиционного правительства в Иерусалиме, несмотря на все причитания парламентской оппозиции, Израиль успешно преодолевает проблемы, стоящие у него на пути. Взять хотя бы расцвет внешнеполитической деятельности.

Наиболее свежий пример: возобновление дипломатических отношений с Гвинеей, африканским мусульманским государством.  «Израиль в изоляции,» — пугают нас «друзья» в Европе. Однако реальность выглядит совершенно иначе. Договор о нормализации отношений с Турцией, важная поездка главы правительства по африканским странам, сближение с Египтом, продвижение прагматических отношений с Россией.  Израиль не занимает какой-либо позиции во внутрисирийском конфликте, но понимает, какую роль играет в нем Россия, и предпринимает усилия с целью сокращения потенциальной угрозы на северной границе. Хорошие отношения с Москвой играют в этом не последнюю роль.

Укрепление отношений с Индией, Китаем, Японией и другими центральноазиатскими странами является серьезным внешнеполитическим достижением израильской дипломатии. В дополнение к этому Израиль развивает отношения с государствами, с которыми у него нет формальных дипломатических отношений – в таких сферах, как борьба с террором, современные технологии, наука, экономика. Важным аспектом внешнеполитической доктрины нынешнего  правительства является корреляция между интересами Израиля и событиями, происходящими в окружающем нас мире. Так, например, иранская угроза и угроза со стороны Исламского государства объединяет Израиль с рядом арабских государств. В отличие от прошлых лет, когда различные процессы на Ближнем Востоке происходили в результате вмешательства Соединенных Штатов, теперь речь идет о координации интересов между региональными игроками.

Палестино-израильский конфликт более не является основной темой, занимающей руководителей арабских суннитских государств. Но они не могут полностью игнорировать эту проблему. Поэтому не следует ожидать, что в скором времени будут заключены официальные дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Однако Израиль может использовать неофициальные отношения с этими странами, чтобы продвигать решение палестинской проблемы.

Что касается Европы, хочется надеяться, что обострение внутренних проблем этого континента хотя бы в некоторой степени сделает более умеренным настойчивое стремление ЕС продвигать лишенные смысла и пользы инициативы, подобные той, что выдвинуло французское правительство. К сожалению, Европа абсолютно не понимает подлинные проблемы Ближнего Востока, которые несут угрозу не только этому региону, но и ей самой. Соединенные Штаты, несмотря на все разногласия, были и остаются главным партнером Израиля. И этому в долгосрочной перспективе нет альтернативы.

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.