6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина празднуется День русского языка. День русского языка был учреждён Организацией объединённых наций в 2010 году, а в Российской Федерации в 2011. К сожалению, недавно русский язык был исключён из списка языков международного общения ООН.
А.С.Пушкина считают основоположником русского литературного языка и родоначальником новой русской литературы. Поэтому исключение русского языка из списка языков международного общения ООН можно назвать «убийством русского языка». Помогают этому и наши доморощенные реформаторы. Ну а заговор с целью устранения поэта-пророка А.С.Пушкина можно прямо назвать убийством!
При советской власти каждый год 6 июня отмечался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. Поэты, писатели, любители поэзии приезжали в мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское».
В 2004 году я посетил Михайловское, чтобы почтить память основателя новой русской литературы.
В имении Михайловское А.С.Пушкин впервые побывал летом 1817 года и, по его словам, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но всё это нравилось мне недолго». С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин проживал здесь в ссылке. В Михайловском поэтом создано около ста произведений, в том числе драма «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
В 1937 году к столетию со дня смерти А.С.Пушкина были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.
Похоронен А.С.Пушкин 6 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных.
В общественном сознании до сих пор присутствуют три основных версии трагической гибели А.С.Пушкина. Одни говорят, что это был царский заговор с целью устранить вольнодумца-поэта. Другие полагают, что был заговор недругов знаменитого стихотворца, ловеласа и дуэлянта – заговор против России. Третьи убеждены, что никакого заговора не было, а была семейная драма с банальным любовным треугольником.
Кто-то полагает, что Пушкин сам искал смерти, своей или чужой, чтобы выйти из жизненного и творческого тупика.
Или правы те, кто говорит: «Пушкин – гений! Ишь, какую смерть себе сочинил»?
В этом году в день памяти Александра Сергеевича Пушкина (10 февраля) я в очередной раз пришёл в музей на набережной Мойки, 12 – последнюю квартиру поэта. Я пытался выяснить, что же такое трагическая гибель Пушкина: семейная драма с банальным любовным треугольником или заговор против поэта и России?
Несмотря на огромное количество публикаций, до сих пор существует тайна гибели Пушкина. Проблема в том, что многие документы до сих пор не опубликованы. Письма Натальи Николаевны к мужу до сих пор не найдены. Как и её переписка с Геккерном. Поэтому делать окончательные выводы невозможно.
Неразгаданной тайной остаются три главных вопроса:
Кто автор знаменитого пасквиля о включении поэта в состав ордена рогоносцев?
Изменяла ли мужу Наталья Николаевна с Дантесом?
Пушкин хотел убить или быть убитым?
Как криминолог я предлагаю по-новому взглянуть на известные факты жизни и смерти Александра Сергеевича Пушкина; хочу разобраться в причинах преступления (коим была дуэль согласно военному артикулу Петра I 1715 года).
Работая над своим вторым романом, я прочитал немало книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, в том числе и о роковой дуэли. Несколько раз бывал в музее на Мойке 12, неоднократно приезжал в Царское Село, посетил Пушкинские горы. Своё представление о мотивах последней дуэли я изложил в романе-быль «Странник»(мистерия).
Древние римляне говорили: ищи того, кому это выгодно.
Кому же была выгодна смерть поэта?
Сохранилось «Подлинное военно-судебное дело 1837 года» о дуэли Пушкина и Дантеса. Но в нём отсутствуют два листа показаний, собственноручно написанных К.К.Данзасом – секундантом Пушкина.
Удивляет, что Данзас трижды (!) нарушил правила дуэли, не сделав главного, что обязан был сделать секундант – не произвёл осмотр одежды противника-дуэлянта. Возможно, он мог обнаружить под мундиром Дантеса кольчужку.
Почему Данзас не составил протокол дуэли, почему не пригласил на дуэль врача, как это положено было делать? Потому что был уверен в исходе поединка? Трагическом или счастливом?
Секундант Пушкина Данзас был уверен, что Третье отделение знало о дуэли Пушкина с Дантесом, но намеренно отправило жандармов не на Чёрную речку.
Дубельт признал: «Да, мы знали о предстоящем поединке, но жандармы по ошибке были направлены в Екатерингоф».
По «ошибке»?
Когда я учился в школе, нам рассказывали о заговоре против Пушкина при прямом участии Николая I и Бенкендорфа. К.К.Данзас вспоминал, что «на стороне барона Гекерена и Дантеса был, между прочим, и покойный граф Бенкендорф, не любивший Пушкина».
Чем же и кому мешал А.С.Пушкин?
«В России нет закона. Есть столб, а на столбе – корона», – писал поэт.
Можно сказать, что Пушкин для России был пророком. «Талант есть власть», – утверждал стихотворец.
Император Николай I видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев». В связи с чем после смерти поэта были ограничены народные выступления.
«Пушкина жаль как литератора, но человек он был дурной», – соглашался император.
Поскольку отец Пушкина и его дядя, да и сам Александр Сергеевич были членами масонской ложи, существует версия, будто бы гениальный поэт стал жертвой заговора масонов.
Скажут: Кофырину везде мерещится заговор. Действительно, существует «теория заговора». Ещё несколько лет назад над ней смеялись. Теперь же повсеместно говорят о «заговоре против России».
Автор и режиссёр фильма о Пушкине «Последняя дуэль» Наталья Бондарчук призналась: в фильме «я посмела сказать, что Пушкин был убит не случайно, был заговор против Пушкина».
«Это заговор не только против Пушкина, это заговор против всей России», – говорит в фильме Вяземский жандарму Дубельту.
«Дантес в этой игре только чёрная пешка, – объясняет логику заговора один из героев фильма. – А дальше – истребление лучших российских умов, политическая измена, и как результат – иностранная интервенция».
– Дело не в этом французике, который любит мужчин больше, чем женщин, – объяснял Пушкин Жуковскому. – Дело в том, что кому-то окончательно хочется поссорить меня с государем. Внушая всем, что он, якобы, платит мне за мою жену.
– Да, у тебя много врагов, — сочувствовал Жуковский.
– Дело в том, что это не только мои враги, это враги России и государя нашего…
У Дантеса был покровитель – его дальний родственник граф Нессельроде, возглавлявший министерство иностранных дел, к которому был приписан по службе Пушкин. Нессельроде не любил Пушкина, Пушкин ненавидел Нессельроде.
«Наш голубезнейший Дантес большой проказник», – шутил Александр Сергеевич в обществе.
Дантес не мог не знать об этом. Возможно, он хотел отомстить Пушкину, скомпрометировав его жену, или чтобы отвести подозрения в гомосексуализме.
«Дантес живёт с Геккереном или Геккерен с Дантесом? – шутили злые языки. – Судя по тому, что Дантес ухаживает за дамами, в сношениях он играет пассивную роль».
Жорж Дантес
Однополчанин и друг Дантеса князь А.В.Трубецкой впоследствии вспоминал о сослуживце: «Не знаю, как сказать: он ли жил с Геккерном или Геккерн жил с ним…».
На гомосексуальную связь между Луи Геккерном и Дантесом также намекал в своём донесении Меттерниху австрийский посол в России граф Фикельмон.
П.Е.Щёголев в книге «Дуэль и смерть Пушкина» прямо пишет о гомосексуальной связи Геккерена и Дантеса: «…посланник был близок к молодому французу по особенному – извращённой близостью мужчины к мужчине».
Юрий Лотман в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» (Л., 1983) объяснил скандальные приставания Дантеса к жене Пушкина желанием устранить порочащие его слухи о гомосексуальной связи со своим приёмным отцом – бароном Геккерном.
Ещё был жив биологический отец Жоржа Дантеса, поэтому при дворе прошёл слушок, что Жорж и барон состоят в гомосексуальной связи.
Голландский посланник барон Геккерн 43 лет никогда не был женат и не имел романов с женщинами. Его сексуальные пристрастия были известны всем.
Современные пушкинисты не могут по причинам политкорректности сказать всей правды о причинах трагедии. Многие предпочитают отделываться ничего не значащей фразой – мол, «это роковое стечение неблагоприятных обстоятельств».
«Пушкин пал жертвой заговора педерастов», – откровенно сказал Юрий Лотман в разговоре с В.Баевским (см. «Вопросы литературы». М., 2002, № 2).
Действительно, существует версия, будто бы заговор против Пушкина организовали гомосексуалисты. Причиной тому известная эпиграмма Пушкина 1835 года.
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Отчего ж он заседает?
Оттого что жопа есть.
Героем эпиграммы был князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков, занимавший пост вице-президента Санкт-Петербургской Академии наук. Современники подозревали, что неожиданная карьера Дондукова в министерстве народного просвещения связана с тем, что тот в молодости находился в гомосексуальной связи с министром народного просвещения и президентом Академии наук Сергеем Семёновичем Уваровым – автором знаменитой идеологемы «Православие, самодержавие, народность».
Дондуков был ещё цензором, и по указке ненавидевшего Пушкина графа Уварова чинил препятствия к изданию пушкинских сочинений.
Когда я учился на юридическом факультете Университета и работал в НИИ комплексных социальных исследований, в 1986 году несколько дней в нашем здании – дворце Бобринских на Галерной улице – снимали фильм о жизни Пушкина «Последняя дорога». Было любопытно наблюдать Александра Калягина (в роли Жуковского) и Андрея Мягкова (Дубельта) в кабинетах, где мы ежедневно работали.
Доктор юридических наук, профессор В.С.Белых считает, что причины убийства Пушкина нужно искать в заговоре масонов. Были причины, побудившие поэта вступить в масонскую ложу «Овидий».
В.Ф.Иванов в книге «А. C.Пушкин и масонство» подробно рассказывает о причастности масонства к смерти Пушкина.
Автор книги «Дуэль и смерть Пушкина» П.Е.Щёголев во всём винил жену поэта Наталью Николаевну. Он отмечал, что внешность позволяла Наталье Николаевне «не иметь никаких других достоинств», и объявлял любые положительные отзывы знавших её лишь «данью вежливости той же красоте».
В двухтомнике «А.С.Пушкин в воспоминаниях современников» (М., 1974 г.) граф В.А.Соллогуб так описывает жену Пушкина: «Я с первого же раза без памяти в неё влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной: её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы…».
По словам П.Е.Щёголева, «при дворе было много прелестных и красивых женщин, но и среди них жена поэта с её блистательной красотой занимала одно из первых, если не первое место».
«Двору хотелось, чтобы Н.Н. танцевала в Аничкове, и поэтому я пожалован в камер-юнкеры», — записал Пушкин в своём дневнике.
Наталья Николаевна была кокетка. В отсутствие мужа она принимала дома Дантеса, а в 1832 году полковника Ф.И.Мусина-Пушкина. Муж узнал об этом совершенно случайно и был очень рассержен. Он писал жене: «…Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу, есть чему радоваться!»
В то же время сам поэт не был образцовым семьянином. Он продолжал увлекаться другими женщинами. 24 июля 1833 года на балу у Фикельмонов Пушкин уделял своё внимание не жене, а 23-летней немецкой красавице Амалии Максимилиановне Крюднер. Разгневанная Натали уехала с бала в одиночестве, а когда поэт вернулся домой, в ярости влепила ему пощёчину.
«Бедный, бедный Пушкин, жертва легкомыслия, неосторожности, опрометчивого поведения своей молодой красавицы-жены, которая, сама того не подозревая, поставила на карту его жизнь против нескольких часов кокетства», – писала Е.А.Карамзина.
Своей красавице жене Пушкин посвятил известное стихотворение «Мадонна». Поэт называл жену «чистейшей прелести чистейший образец», и при этом изменял ей.
«Наше всё» с его «донжуанским списком» был ещё тот «сукин сын».
Донжуанский список — это два параллельных списка женщин, которыми увлекался А.С.Пушкин и/или с которыми был близок. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.
В письме к В.Ф.Вяземской (1830 год) Пушкин признаётся: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».
В школе мы учили стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое Пушкин, якобы, посвятил Керн. Керн была замужней женщиной и она не была «гением чистой красоты». Это выражение принадлежит Жуковскому от впечатления встречи с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна». Модель и возлюбленная Рафаэля Форнарина по своему легкомысленному поведению была похожа на Керн.
В молодости Пушкин приударял за многими дамами, и хорошо знал цену своим ухаживаниям за замужними женщинами. Потому и в ухаживаниях Дантеса за своей женой поэт видел знакомые «определённые цели».
Наталья Николаевна и Дантес познакомились в 1835 году. Они были ровесниками – красавец и красавица 23 лет. Дантес откровенно волочился за Натали, а ей это льстило.
По мнению П.Е.Щёголева, «Наталья Николаевна была увлечена серьёзнее, чем Дантес… доминировал в любовном поединке Дантес: его искали больше, чем искал он сам».
2 ноября 1836 года Идалия Полетика пригласила к себе Наталью Николаевну, а сама ушла из дома, оставив там одного Дантеса, с которым и встретилась Натали.
Пушкин узнал об этой встрече лишь после получения анонимного пасквильного письма 4-го ноября. Он потребовал объяснений у жены. Наталья Николаевна призналась мужу в любви к Дантесу. Она рассказала, что когда оказалась с Дантесом, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Она отдала сердце Дантесу, но физически осталась чиста.
4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо с «дипломом историографа ордена рогоносцев». Сверх того, семь или восемь других экземпляров были отправлены разным лицам в двойных конвертах; на внутреннем конверте был надписан адрес Пушкина.
“Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л.Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И.Борх”.
Пушкин был возмущён, что его прозвали рогоносцем. При этом сам поэт без зазрения совести наставлял рога другим мужьям. Но чтобы защитить свою честь и честь жены, Пушкин вызвал на дуэль того, кого подозревал в авторстве пасквиля.
Пушкин был убеждён, что именно голландский посол – автор анонимки. Лицейский друг Пушкина М.Л.Яковлев, возглавлявший типографию императорской канцелярии и хорошо разбиравшийся в сортах бумаги, дал заключение, что “бумага иностранной выделки” и должна принадлежать какому-нибудь посольству.
Пушкин сделал для себя вывод: оскорбительное письмо исходило из голландского посольства, а автор его — известный интриган и недруг барон Луи Геккерн. Поэт умер с убеждённостью в этом. Однако, вывод Пушкина был не совсем верен. До сих пор нет твёрдых доказательств причастности Геккерна к пасквилю.
В 1927 году судебный эксперт А. А.Сальков на основе графического изучения почерков барона Луи Геккерна, князя И. C. Гагарина, князя П. В.Долгорукова пришёл к заключению: пасквильное письмо было написано князем Долгоруковым.
Вывод А.А.Салькова в дальнейшем подтвердили эксперты-криминалисты В.В.Томилин и М.Г.Любарский.
Однако многие пушкиноведы, в том числе П.Е.Щёголев, допускают, что Долгоруков являлся лишь физическим автором письма, замысел же его мог принадлежать Геккерну. Князь Гагарин и Долгоруков являлись друзьями Луи Геккерна и, предполагают, были с ним в интимных отношениях.
Кроме Геккерна подозрения падали на министра народного просвещения графа Уварова и жену министра иностранных дел графиню Нессельроде.
В письме, отправленном Геккерну 26 января 1837 года, Пушкин не оставил ни одного выражения из черновиков 4 ноября 1836 года, которое свидетельствовало бы о том, что Пушкин обвиняет Геккерна в составлении пасквиля.
Пушкинисты считают, что в пасквиле был намёк на связь жены поэта с царём Николаем I.
Почему же всесильное Жандармское отделение так и не смогло разыскать авторов анонимного пасквиля?
Императрица Александра Федоровна 4 февраля 1837 года в письме Софье Бобринской писала: «Я теперь знаю всё анонимное письмо, подлое и вместе с тем отчасти верное».
Жена императора поместила портрет Натальи Николаевны (художника Гау) в альбом, где были собраны портреты любовниц Николая Павловича.
Означает ли это, что жена поэта состояла в интимной связи с императором?
Миниатюрный портрет Натальи Николаевны (художника Гау) был вделан во внутреннюю крышку массивных золотых часов, которые постоянно находились на письменном столе царя.
Император Николай I был мужчина любвеобильный. Внимание императора льстило самолюбию Натальи Николаевны.
Пушкин говорил, что Николай I, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по несколько раз проезжает мимо её окон, а вечерами, на балах, спрашивает, отчего у неё всегда шторы опущены.
Пушкин подозревал (и, видимо, не без оснований) императора в ухаживании за своей женой. В злополучном пасквиле был намёк, будто бы поэт торгует своей женой, поскольку Пушкин был должен императору 45 тысяч рублей.
Накануне последней дуэли Пушкина у него был разговор с Николаем I на интимную тему, детали которого вряд ли могли быть приятны царю. Через три дня Пушкин погиб на дуэли.
В. В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» утверждает, что у вдовы поэта была связь с императором.
Николай I был известный ловелас. Понравившихся императору женщин устраивали при дворе. Все фаворитки царя были известны его жене. После того, как фаворитка надоедала, царь выдавал её замуж за своего приближённого, обеспечивая его почестями. Считалось, что генерал П.П.Ланской сделал карьеру благодаря браку с Натальей Николаевной Пушкиной. На их свадьбе Государь пожелал быть «посажёным отцом». А при рождении первого рёбёнка, император посетил Наталью Николаевну и очень трогательно отнёсся к новорождённому.
Пушкин состоял на службе в Министерстве иностранных дел и получал годовое жалование 5 тыс. рублей. Оплата квартиры на Мойке стоила 4,5 тысячи рублей. Журнал «Современник» дохода не приносил, поэму «Медный всадник» цензура издавать запретила. Наряды Натали разоряли поэта. С 1836 года Пушкин был вынужден даже закладывать личные вещи. К моменту ранения Пушкин имел долг в 139 тыс. рублей, у него даже было заложено нижегородское имение.
После смерти поэта по указанию императора Николая I эти долги были погашены за счёт казны. Царь назначил вдове и детям ежегодную пенсию в 11 тыс. рублей, приказал принять обоих сыновей Пушкина в Пажеский корпус с бесплатным обучением, освободил от долгов имение в селе Михайловском, постановил издать полное собрание сочинений А.С.Пушкина, выручка от продажи которого должна была пойти в пользу семьи поэта.
Это произвело сильное впечатление на петербургское общество. Многие недоумевали – отчего Наталье Николаевне такая щедрость монарха?
После получения пасквиля вечером 4 ноября 1836 года Пушкин послал вызов (без указания причины) на дуэль Дантесу, который получил Геккерн. Геккерн просил у Пушкина отсрочки на 24 часа. Наталья Николаевна, узнав об этом, через своего брата Ивана срочно вызвала из Царского Села Жуковского. Благодаря участию Жуковского дуэль удалось предотвратить.
Дантес объявил, что его целью была женитьба на сестре Натальи Николаевны Екатерине. 17 ноября Пушкин послал своему секунданту Соллогубу отказ от дуэли. Вечером того же дня было официально объявлено о помолвке Дантеса и Екатерины Гончаровой.
10 января 1837 года была сыграна свадьба, и Дантес стал свояком Пушкину.
В свете стали говорить, что Дантес принёс себя в жертву, вступив в брак с нелюбимой женщиной, чтобы «спасти честь любимой».
23 января на балу у Воронцовых-Дашковых Дантес оскорбил Наталью Николаевну. Наталья Николаевна рассказала мужу, что Геккерн спросил её, когда же она наконец оставит своего мужа. После такого признания жены Александр Сергеевич в ночь с 25 на 26 января написал предельно резкое письмо Геккерну-отцу.
«…Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните моего сына. …»
Поэт знал, что в ответ получит вызов, и сознательно шёл на это. Я бы тоже не отказался от дуэли, получив такое оскорбительное письмо. Вместо Геккерна, который, как посланник иностранного государства, не мог участвовать в дуэли, вызов Пушкину сделал Дантес.
Утром 26 января письмо было отправлено Геккернам, а уже вечером к Пушкину явился атташе французского посольства виконт д’Аршиак с вызовом на поединок от Жоржа Дантеса.
Утром в день дуэли у Пушкина ещё не было секунданта. В 11 утра из окна квартиры Пушкин увидел своего лицейского друга Данзаса и пригласил его поехать свидетелем на разговор к д’Аршиаку.
Знал ли Данзас причины дуэли и всю предысторию конфликта, не известно. Но вместе с секундантом противника д’Аршиаком Данзас занялся пунктуально организацией дуэли a outrance, то есть до смертельного исхода.
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов.
Все дуэли Пушкина были бескровные. «Всю жизнь я играл со смертью, а теперь она решила поиграть со мной», — говорил Александр Сергеевич.
Анна Ахматова писала: «П.Е.Щеголёв кончает свой труд о дуэли и смерти Пушкина рядом соображений, почему высший свет, его представители ненавидели поэта и извергли его, как инородное тело, из своей среды. Теперь настало время вывернуть эту проблему наизнанку и громко сказать не о том, что ОНИ сделали с ним, а о том, что ОН сделал с ними».
Для поэта важно красиво прожить, но важнее «красиво уйти».
«В этой своей последней дуэли Пушкин одержал победу. Он специально взошёл на свою Голгофу, для того, чтобы, распрощавшись с этой жизнью, вернуться к жизни вечной, к бессмертию», – говорил Лермонтов.
Сохранилась хронологическая запись поэта В.А.Жуковского о последнем дне жизни Александра Сергеевича. Судя по планам, Пушкин не собирался умирать. Хотя ещё до первого инцидента с Дантесом привёл в порядок дела и в 36 лет написал завещание.
Пушкин не скрывал от жены, что будет драться. Он спрашивал её, по кому она будет плакать. «По тому, – отвечала Наталья Николаевна, – кто будет убит».
Александр Сергеевич был очень вспыльчивым и раздражительным человеком, но во время дуэли сохранял хладнокровие. Он был отличным стрелком. Во время поединка всегда стремился стрелять вторым, поскольку сохранивший свой выстрел соперник имел право подозвать уже выстрелившего к барьеру, а это минимальное расстояние.
По пророчеству гадалки Киргоф, с Пушкиным на 37-м году могла случиться беда от белокурого человека. При венчании, кольцо из рук Натальи Николаевна упало на пол. Это была плохая примета. Пушкин был чуток к приметам. Но даже когда пришлось возвратиться, не отказался ехать на дуэль.
Поджидая своего секунданта за столиком у окна в кондитерской Вольфа и Беранже, Пушкин выпил стакан лимонада. Когда приехал Данзас с пистолетами, на санях они отправились к месту дуэли. На Дворцовой набережной им повстречался экипаж Натальи Николаевны. Однако жена Пушкина была близорука, а Александр Сергеевич отвернулся и смотрел в другую сторону.
Пушкин доверял своему лицейскому другу. Но когда переезжали через Неву, Пушкин шутливо спросил у Данзаса: «Уж не в крепость ли ты меня везёшь?»
По закону подполковник Данзас был обязан сообщить о дуэли. И если бы он сообщил, то, возможно, этим спас лицейского друга и первого поэта России.
Некоторые считают, что Данзас фактически предал Пушкина. Ссыльный декабрист Иван Пущин негодовал: «Если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь…»
Перед дуэлью Пушкин снял с руки перстень-талисман, с которым никогда не расставался, и передал Данзасу. Поэт словно прощался с жизнью. Этот перстень Пушкина до сих пор не найден.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Место дуэли – перелесок близ Комендантской дачи рядом с Чёрной речкой.
Условия дуэли были следующими: стрелялись с 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Противники должны были идти к барьеру и произвести по одному выстрелу. Дуэльные пистолеты имели пули с диаметром 12 мм. Такой маленький снаряд мог легко нанести смертельное ранение.
В Европе стрелялись с 30 шагов. В России стрелялись даже с шести.
Пушкин быстрее подошёл к барьеру, прицелился, но француз выстрелил раньше. Пуля попала в правую часть живота поэта. Пушкин упал на шинель Данзаса и, казалось, потерял сознание. Секунданты бросились к нему, но, когда Дантес намеревался сделать то же самое, Пушкин крикнул по-французски: “Подождите, у меня ещё достаточно силы, чтобы сделать свой выстрел”.
Почему Дантес выстрелил первым, не дойдя до барьера? Он знал, что Пушкин не промахнётся. И если Дантес был в кольчужке, то убийством хотел себя обезопасить.
Александр Сергеевич сел, опёрся на левую руку, прицелился и выстрелил. Выпущенная из пистолета пуля попала в правое предплечье француза. Тот упал, поэт крикнул: «Браво!» .Но Жорж быстро поднялся на ноги. Его ранение не было опасным.
«Странно, – сказал Пушкин, – я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет… Впрочем, всё равно. Как только мы поправимся, снова начнём».
По официальным материалам, выпущенная Пушкиным из пистолета пуля пробила Дантесу правую руку и, попав в металлическую пуговицу мундира, отрикошетила. Иначе говоря, пуговица спасла жизнь Дантесу.
Писатель В. В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» высказал предположение: барон Луи Геккерн, добившись отсрочки у поэта, заказал для своего приёмного сына нательную кольчугу, которая и спасла жизнь Дантесу.
В 1938 году, используя достижения судебной баллистики, инженер М. З.Комар вычислил, что пуля неминуемо деформировала бы пуговицу и вдавила её в тело. Однако в материалах военно-судебной комиссии отсутствуют сведения об осмотре деформированной пуговицы с мундира Дантеса. Пуговицу эту до сих пор не нашли.
Судебный медик В. Сафронов также пришёл к выводу, что пуля попала в преграду больших размеров и плотности. В 1962 году был проведён следственный эксперимент: изготовили манекен рослого кавалергарда, одетого в мундир Дантеса и произвели прицельные выстрелы с учётом условий роковой дуэли. Авторы эксперимента сделали вывод о том, что под мундиром Дантеса существовала защита типа кольчуги.
Секундант Пушкина Данзас всю последующую жизнь после злополучной дуэли сожалел о том, что не выполнил надлежащих прав дуэли и не произвёл осмотр одеяния Дантеса. Возможно, обнаружил бы под мундиром стальную кольчужку. Такие кольчужки уже практиковались, но на дуэли одевать их было против законов чести.
Данзас трижды нарушил дуэльный кодекс: не осмотрел одежду Дантеса, не пригласил на место поединка врача и не составив подробного протокола.
Почему Данзас совершил такую непростительную небрежность?
При этом он отказался скрыть своё участие в дуэли.
За секундантство на дуэли Пушкина Данзас был приговорён судом к виселице. Но наказание было заменено императором на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. Подполковник Данзас даже не был разжалован, и в итоге дослужился до генерал-майора. Умер в возрасте семидесяти лет.
Раненого Пушкина повезли с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал старший Геккерен. Если бы Пушкина везли на санях, то привезли бы вдвое быстрее и, значит, раненый потерял бы меньше крови.
С каким желанием ехал Пушкин на дуэль: убить или быть убитым?
Ахматова писала, что ей трудно представить возвращающегося с дуэли торжествующего Пушкина, после того как он убил своего родственника.
В стихотворении «Странник» Пушкин писал:
“Познай мой жребий злобный:
Я осуждён на смерть
и позван в суд загробный —
И вот о чём крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит”.
По мнению В.Вересаева, в последний год жизни Пушкин решительно искал смерти. Другие считают, напротив, поэт не собирался уходить из жизни. Близкий друг поэта А.И.Тургенев вспоминал о том, что накануне дуэли ему принесли от Пушкина записку: «Не могу отлучиться. Жду Вас до 5 часов». В свои 37 лет Пушкин был полон идей и творческих замыслов.
Существует версия, что Александр Сергеевич втайне надеялся на то, что после дуэли, в случае благоприятного исхода, он будет вновь отправлен в ссылку в Михайловское, уедет туда вместе с женой и детьми и целиком отдастся литературной работе.
Однако, если бы Пушкин остался жив, его бы наказали суровее всех других участников поединка.
Смерть Пушкина наступила 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 14 часов 45 минут в Санкт-Петербурге, доме №12 на набережной реки Мойки. Жуковский в этот момент навсегда остановил часы в кабинете поэта.
Поскольку дуэль это убийство, митрополит не разрешил отпевать Пушкина. И только по приказу царя отпевание было назначено. В приглашении написали, что оно состоится в Исаакиевской церкви. Но отпевали на Конюшенной площади в храме Спаса Нерукотворного Образа. Пушкин перед смертью исповедался и причастился, и ему были отпущены его грехи.
На мой взгляд, прежде всего поэты могут сохранить русский язык (этот наш «дом бытия» по выражению Мартина Хайдеггера). Без языка не может существовать культура, без культуры нет нации, а без нации нет страны.
По мнению Ф.Достоевского, «язык — народ». Французский писатель А.Камю заявлял: «Моя родина — это французский язык».
Культурологи называют язык «зеркало культуры». Поскольку в языке заключён и менталитет народа, и картина мира, и даже национальный характер. Язык отражает наше постижение мира и формирует его.
Академик Юрий Пивоваров считает, что «Величие страны не только в экономике. У нас великая культура. Великий язык. И великий тип сознания. Мы действительно принадлежим к тем этносам в мировой истории, которые претендуют на то, чтобы их запомнили, как древних греков и древних римлян».
8 апреля 2016 года я участвовал в работе Всероссийской научно-практической конференции «HOMO LOQUENS: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». Она проходила в Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Меня интересовал вопрос, как можно спасти русский язык от экспансии английского языка в эпоху глобализации. Я задал этот вопрос выступавшим на конференции учёным — философам и филологам.
Однажды, прогуливаясь по набережной, я вдруг обнаружил, что оказался возле музея-квартиры Пушкина на Мойке,12. Вспомнились пушкинские строки «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток: и с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слёзы лью, но строк печальных не смываю…
Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…
На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег…
— Как жить, когда тебя не понимают, и не хотят понять?!
— Смешон, участия кто требует у света! Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра: если он глубоко выразит сердечный, тяжкий стон, и выстраданный стих, пронзительно-унылый, ударит по сердцам с неведомою силой…
— Чем больше я пытаюсь сказать правду, тем больше упрекают меня во лжи.
— Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
P.S. Поскольку А.С.Пушкина считают родоначальником новой русской литературы, я подарил поэту (в музее на Мойке,12) свой роман-быль «Странник»(мистерия).
А по Вашему мнению, происходит ли УБИЙСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
© 2016, https:. Все права защищены.