Пьеро ди Козимо, 1462-1522, (Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли — именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари » поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие.»
Родился Пьеро в 1462 во Флоренции.
Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы — редкая удача для молодого художника!
Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений.
Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой.
Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли «Рождение Венеры», и она же — на полотне Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды».передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Произведения Пьеро ди Козимо одухотворены внутренним светом и окутаны ощущением любви к окружающему миру. Такие переживания,наверное были где-то глубоко в сердце художника. Ведь его образ жизни открытым не назовешь. Во время работы,мастер никогда и никого не пускал в свою мастерскую,так что почти всю жизнь прожил взаперти,один на один со своими полотнами.
Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.
Пьеро ди Козимо.Смерть Прокриды ,1500-е
Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея).
На картине изображена полуобнажённая молодая женщина с кровоточащими ранами, лежащая среди травы и цветов. Над ней склонился фавн, а у ног женщины сидит большой охотничий пёс, Лелап.
Вдали видны птицы и собаки на берегу, за которым простирается умиротворяющая водная гладь. Где-то встаёт невидимое на картине солнце, начинается новый день.
Доподлинно неизвестно, когда Пьеро ди Козимо написал эту картину. Некоторые исследователи считают её ранней работой, другие — поздней. Разногласия вызывает и тема картины. В Лондонской Национальной галерее она была выставлена под названием «Мифологический сюжет» (A Mythological Subject), а в настоящее время под заголовком «Сатир, оплакивающий нимфу»
Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж — удивительное выражение морды собаки — оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.
Персей и Андромеда.ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
В представленной картине, написанной в поздний период творчества, мастер использовал древнегреческий миф о Персее, спасающем Андромеду. Возвращаясь после победы над горгоной Медузой, герой увидел девушку, привязанную к скале. Это была Андромеда, которую жители ее родной страны принесли в жертву морскому чудовищу, пожиравшему людей, ради избавления от него. Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшем его невидимым, изображен на картине дважды — летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом.
Меня прежде всего поразило это мистическое существо.
Кроме природных объектов, Пьеро ди Козимо постоянно находил образы своих будущих полотен в облаках на небе или в причудливых узорах теней. Говорят, что страшное чудище на картине «Персей и Андромеда» он увидел в преломлениях света на стене своего дома.
Эта картина считается одной из лучших в его творчестве. В свое время она украшала роскошную гардеробную герцога Козимо ди Медичи.
Портрет Джулиано да Сангалло. Пьеро ди Козимо.
Джулиано да Сангалло — флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима — его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в «плоскости зрителя», перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет — он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия «его» и «нас».
Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина») 1490-е. Пьеро ди Козимо. Темпера. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Вот более возвышенный и в то же время«земной» образ: Мария Магдалина в трактовке мастера прекрасна. Но и подтекст читается: светящееся во мраке лицо и каноническая поза,однако — легкая улыбка и кокетливо разбросанные волосы… И снова красноречивые детали стали к
лючевыми для восприятия произведения великого флорентийца.
Портрет Франческо Джамберти», около 1500 г.
Взор старика обращён вдаль. Это мебельных дел мастер и музыкант Франческо Джамберти-основоположник династии зодчих и ваятелей да Сангалло. Ноты — символ его занятия.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. 1493. Музей Оспедале дельи Инноченти
Зачатие Марии, после 1505. Уффици, Флоренция
Посещение Богоматери со святыми Николаем и Антонием. 1489-90 гг. Пьеро ди Козимо. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Пьеро ди Козимо. Промах Силена. Ок. 1500 г
ПЬЕРО ДИ КОЗИМО Мадонна с младенцем и с голубем
В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории.
Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность. Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.
Источники
http://smallbay.ru/artitaly/pierocos.html
http://www.abc-people.com/data/vozrozdenie/lippi-txt.htm
http://das-gift.livejournal.com/26654.html
© 2016, https:. Все права защищены.