Немцы заступились за «Тангейзера»

Объединение крупнейших оперных театров немецкоязычных стран направило министру культуры России Владимиру Мединскому открытое письмо с призывом пересмотреть решение об увольнении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича – в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», якобы оскорбившей чувства местных верующих.

Под письмом стоят подписи Дитмара Шварца, интенданта Дойче Опер в Берлине, а также Бернда Лёбе, интенданта Оперного театра Франкфурта-на-Майне, председателя Оперной конференции Германии.

В Оперную конференцию входят ведущие оперные театры Германии, Австрии и Швейцарии. Ее ассоциированными членами являются Королевская опера «Ковент-Гарден» (Лондон), Парижская опера и миланский Театр «Ла Скала».

Само письмо весьма лаконично:

​Уважаемый господин министр культуры России Мединский!

Мы с возмущением узнали об увольнении Министерством культуры РФ Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского оперного театра. Это стало реакцией на постановку «Тангейзера», которая якобы оскорбляет религиозные чувства. С точки зрения Оперной конференции Германии, этот шаг является неприемлемым вмешательством политики в область свободы мнений в искусстве. Основополагающий консенсус любого демократического общества включает в себя необходимость предоставления искусству свободного пространства, в котором возможна творческая работа без угрозы санкций. В этом смысле задачей государства является не регламентация искусства, а, напротив, его поощрение и, при необходимости, защита. В связи с этим Оперная конференция Германии призывает ответственных лиц пересмотреть свое решение.

Вот что рассказал Радио Свобода один из подписавших письмо – Дитмар  Шварц.

– Как возникла идея обратиться с открытым письмом к министру культуры России?

– Мы узнали о ситуации в Новосибирске из прессы – и это, конечно, несколько затрудняет оценку. На расстоянии трудно увидеть реалии. Но то, что мы прочитали об этом, вызывало у нас определенное возмущение. Потому что если в сфере оперы, в которой мы разбираемся, возникает нечто новое, то мы не считаем правильным, если это новое просто запрещается политически мотивированным решением. Для нас неприемлемо, когда произведение искусства, в частности, оперная постановка, одним махом просто изымается из репертуара и зритель не может больше с ней познакомиться. Как возникала постановка, какова была роль директора в возникновении замысла режиссера, я судить не берусь. Для нас важно выразить нашу позицию: любая форма новаторского искусства в музыкальном театре должна иметь право быть представленной публике. Как раз в наше время в России появляются интересные молодые оперные режиссеры. Некоторые из них уже делают постановки в Германии. Они ищут новые пути в оперной режиссуре, и мы следим за ними с напряженным вниманием. С их работами возникает новое в искусстве музыкального театра.

– Есть ли у вас подтверждение, что Ваше письмо достигло адресата, министра культуры России?

– Пока я об этом не слышал. Письмо было отправлено 2 апреля, мы намерены еще пару дней подождать, и затем запросить подтверждение получения нашего письма

– Рассчитываете ли Вы на ответ?

– Да, рассчитываем.

– В СМИ письмо, подписанное Вами и интендантом оперного театра во Франкфурте-на-Майне господином Лёбе, называют письмом от имени Оперной конференции – координационного органа всех оперных театров Германии, Австрии и Швейцарии. Если это так, то был ли текст письма одобрен другими членами конференции?

– Господин Лёбе, председатель конференции, согласовал письмо. Оно от имени всех, все правильно.

– Не последуют ли с вашей стороны вслед за словами поддержки и дела, например, приглашение режиссера постановки Тимофея Кулябина в Германию? Пока мы в Берлине знаем только одного оперного режиссера из России, Дмитрия Чернякова, который ставит в Штаатсопере.

– Кроме Чернякова, в Мангейме сейчас ставит и другой режиссер из России, Василий Бархатов. Ему всего 31 год, и 17 апреля у него там состоится премьера оперы Берлиоза «Осуждение Фауста». Меня интересует режиссер «Тангейзера», но постановок его я пока не видел, а я никогда не приглашаю никого, чьих как минимум двух спектаклей не видел лично. У нас большой, известный в мире оперный театр, и это правило действует для режиссеров всех стран. Фотографии и видео новосибирской постановки произвели на меня сильное впечатление, и по порыву души я сразу был готов пригласить режиссера, но тем не менее, я всегда следую правилу, о котором я сказал. Спонтанные решения в серьезном деле не годятся, нужно все взвесить, прежде чем приглашать молодого режиссера.

​– Знаете ли Вы, что послужило поводом для протестов в Новосибирске? Возможны были бы подобные протесты церквей в Германии?

– Насколько я понял, поводом была демонстрация фигуры Христа в эротическом контексте. Вызвало ли бы нечто подобное протесты со стороны католической и протестантской церквей у нас, судить не берусь, так как постановку в целом не видел, а судить надо именно в целом. У нас подобные инциденты редки, лет 30 назад они бывали чаще. В России я слышал, церковь выступает даже против творчества Пикассо. Это ретроградство.

– Можете ли Вы представить сегодня в Германии запрет спектакля по требованию верующих?

– Нет.

 

Юрий Векслер

Источник: svoboda.org

© 2015, https:. Все права защищены.