Культура ноль

Учение В.И.Ленина о «двух культурах» сейчас актуально в России, как никогда. Напомню, что Ильич вел речь о культурах «буржуазной» и «пролетарской». В XXI веке классовая основа уже не сильно беспокоит, и водораздел проходит по другим точкам и в соответствии с иными принципами.

Рассмотрим два инцидента на культурной поляне, случившиеся аккурат в эти выходные: выступление Земфиры на концерте в Тбилиси с украинским флагом и нападение «православных» на вечеринку радиостанции «Серебряный Дождь» в Москве.

В столице Грузии всё было по любви: любимая артистка в эмоциональном порыве взяла у киевского фаната по имени Митя жёлто-голубой флаг, гордо им помахала и привязала к микрофону, повторив жест своего друга и коллеги Славы Вакарчука из «Океана Эльзы». О том, что это была «подготовленная акция», догадались только российские и украинские СМИ (дав ей, разумеется, диаметрально противоположные оценки); на самом деле история произошла абсолютно стихийным образом, о чём говорят как непосредственные участники и свидетели произошедшего, так и люди, хорошо знающие Земфиру. (Я тоже её немножко знаю и могу подтвердить, что человек она крайне импульсивный и склонный к эксцентричным поступкам). Возможно, артистка меня поправит, но я сказал бы, что это был спонтанный жест дружбы, уважения и солидарности с народом  Украины, переживающим сейчас сами-знаете-какие времена.

В столице России, вблизи метро «Динамо», всё было по ненависти: хорошо организованная колонна «православных» (в данном контексте я всегда беру это слово в кавычки, поскольку считаю, что описываемая секта к христианству имеет лишь номинальное отношение) во главе с особо агрессивным протоиереем Д.Смирновым, ворвалась на камерный open-air во дворе радиостанции, отмечавшей своё 20-летие. Предлог смехотворный: в километре от концерта (дворик, кстати, находится за высоким забором) расположен храм, где в это время шла служба. Заграждения снесли, концерт остановили, ведущего снесли, праздник испортили, как смогли. Назвали это бесчинство «нашим крестным ходом».

И вот, две культуры. Одна: дружелюбная, толерантная, интернационалистическая, актуальная, свободолюбивая, светская. Вторая: ультраконсервативная, агрессивно-нетерпимая, националистическая, изоляционистская, ортодоксально-религиозная.

И антагонизм между ними покруче, чем между давешними буржуазной и пролетарской или даже «культурой-1» и «культурой-2» Владимира Паперного! (Кстати, сравнительный анализ культурных противостояний по Паперному, революционно-авангардной vs имперско-охранительной, и сегодняшней дихотомии — интереснейшая тема; может, и замахнусь когда-нибудь…) Помимо гнусноватых, но относительно респектабельных форм вроде скрытой цензуры или лишения госсубсидий, конфликт всё чаще выливается в варварские, фактически бандитские, акции.

Самое удивительное и печальное то, что культура открытая и актуальная, которую исповедует весь цивилизованный мир и которой, несомненно, принадлежит и настоящее, и будущее, у нас в стране пребывает в состоянии панического бегства и прятания по углам — в то время, как курьёзная провинциальная мутация в форме культуры «православно-патриотической», не только правит бал при полном благоволении государства, но и ведёт активное неустанное наступление на утекающих в ужасе оппонентов. Каждый раз, оказавшись на открытии смелой выставки (скажем, фантастической экспозиции «Архив М» Владика Мамышева-Монро), концерте «альтернативных» музыкантов или литературных чтениях «против ветра», я чувствую в воздухе вибрацию тревоги — а вдруг «эти» завалятся? И под обёрткой натужного хипстерского веселья — обречённость обитателей гетто.

Это анемичное непротивление взрослых и сильных творческих людей обескураживает меня сильнее всего. Почти никто не способен на поступки — хотя бы такие эмоциональные импровизации, как у Земфиры. А уж мускулистое и сформулированное противодействие… Почему публика на празднике «Серебряного Дождя», имея многократное численное преимущество, не накостыляла наглым хулиганам? Крестов и ряс испугалась? Или выражения вседозволенности и безнаказанности на их одухотворённых лицах? Что-то подсказывает мне, что и в суд радиостанция на эту свору не подаст. Как же!.. Остаётся маяться во дворе под золотым, но от этого не менее мокрым и вонючим, дождём — пока барин в холопы не призовёт или ветром наружу не вынесет.

 

Артемий Троицкий

Источник: novayagazeta.ru

© 2015, https:. Все права защищены.