Немецкие дети мечтают о коммунизме

Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.

В одной немецкой гимназии, в 6-м классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора. Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными в XVI веке великим англичанином, учительница предложила им письменно выразить свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на Земле такое общество.

Практически все гимназисты единодушно ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в «Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться и т.д.

Однако общество, придуманное Томасом Мором – самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными, добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел».

Деньги внутри Утопии не употребляются – они используются только для обмена при международной торговле (надо ли говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране имеется всеобщая трудовая повинность; главной обязанностью выбранных правителей страны, «отцов», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и «никто не сидел праздно». Население распределено по острову равномерно, а если где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются путем массовых переселений. Правилом хорошего того считается всегда быть на виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе». Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями науками и искусством. Преступников в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а заставляют трудиться на благо общества.

Нетрудно заметить, что Утопия является куда более «тоталитарным», чем многие из реально существовавших коммунистических режимов. И тем не менее немецкие гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!

Но еще удивительнее другое: учительница, которая прежде вдохновенно вещала ученикам о том, какие жуткие, тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР – эта самая учительница отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой мечте. Мечте о счастливом обществе всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.

Именно от таких книжек как «Утопия» или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских диалогов, развилось течение утопического социализма. Адепты его, подобно нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно, мирно, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения. Это уже потом Карл Маркс подробно и обстоятельно разъяснил, что путь к светлому будущему пролегает через горнило революции.

Примерно это и сказала на том уроке моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. Но даже отрывочных знаний об истории, революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей, чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через революцию и войну».

В классе поднялся шум. Мечтательные одноклассники стали упрекать мою дочь в том, что она де кровожадна, хочет войны и т.п.

– Да не хочу я никакой войны, – возразила дочь, – мне и при капитализме неплохо живется. Это вам хочется в Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не устроите революцию.

Учительница, у которой при одном упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.

Ее замешательство понятно: дети стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее. Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный период» порой может длиться сколь угодно долго, и при этом еще не факт, что вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.

Тем не менее сам факт, что немецкие гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма примечателен. Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в совместном труде на общее благо – это заложено в самой природе человека. Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по природе коммунистка.

Но ведь и между христианством и коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает, что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с принципами первой апостольской общины.

И не зря у Блока Христос идет по Петрограду с красным флагом!

Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь. Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Недаром ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о светлом будущем.

Источник: publizist.ru

© 2015, https:. Все права защищены.