О бесполезных богах и уроках истории

Среди жителей города Катна бронзового века, располагавшегося на территории современной Сирии, был распространен обычай на 29-й день месячного цикла, когда, как считалось, мир живых сближается с миром мертвых, разделять трапезу с усопшими. Поминальный ритуал киспум был хорошо изучен учеными в 2000-х годах на основе богатого археологического материала.

«Под главенством старшего сына каждая семья вспоминала умерших, предлагала еду и питье предкам и просила у них благословения», — пишет журнал «National Geographic Россия» в №2 за 2005 год.

Ничего необычного, ведь и нынешняя, хорошая знакомая нам, традиция устраивать в день поминовения усопших застолья прямо на могилах мертвых также берет свое начало из глубины веков. Те же жители Катны, спускаясь в семейные склепы и гробницы, оставляли там на полу, сплошь усеянном костями предков, пиво, молоко, говядину, масло, соль и прочие продукты, призывая таким образом мертвецов разделить трапезу с живыми.

«Киспум связывал живых и мертвых отношениями взаимной зависимости, — продолжает журнал. — Мертвые нуждались в получении еды и питья от живых. А без благословения предков, которые выступали посредниками между богами и людьми, семья могла пострадать от болезней, бесплодия, бедности и, что хуже всего, ей грозило забвение после смерти».

Около 1340 г. до н.э. над Катной нависла серьезная угроза вторжения и завоевания со стороны хеттов. Царь Иданда, дабы заручиться поддержкой и защитой своих древних предков, провел тогда особый ритуал киспум, посетив всех своих усопших родственников и разделив с ними, как того и требовали традиции, королевскую трапезу.

«Но предки Иданды не спасли его. Неприятельские войска разрушили стены Катны и сожгли дворец… Царь Иданда вместе со своими приближенными был, по всей видимости, схвачен и казнен», — рассказывает историю города «National Geographic Россия».

Некоторое время назад я уже обращался к теме беспомощных богов, на которых нередко всецело полагались люди, но которые, в конечном итоге, так и не оправдывали возложенных на них надежд.

Так было, например, на знаменитом острове Пасхи, статуи которого, согласно верованиям местных жителей, должны были защитить этот небольшой клочок суши от различных бед и напастей. На возведение гигантских истуканов было потрачено огромное количество времени и ресурсов, что в конце концов и привело к гибели всей цивилизации Рапа-Нуи.

Выдуманные боги не справились со своей прямой задачей, после чего разгневанные туземцы выплеснули злобу на тех самых каменных статуях, которые, как они верили, надежно защищали райский остров со всех сторон.

Эта история должна послужить всему человечеству прекрасным уроком и ярчайшим доказательством того, что человек может и должен рассчитывать исключительно на собственные силы. Ведь если мы целиком отдадим себя в руки воображаемых богов и будем пребывать в эйфории от чувства мнимой защищенности, сегодня, но уже в гораздо большем масштабе, нежели это было на острове Пасхи, нас может постигнуть участь суеверных обитателей Рапа-Нуи. Пора наконец-то научиться извлекать из истории важные уроки и учиться на ошибках прошлого.

Алексей Козлов

Источник: a-theism.com

© 2015, https:. Все права защищены.