Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

                                                 » Не подскажете, сколько ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова?»

( Из разговора с моей знакомой, живущей в Питере)

 

   Хорошо, когда человек имеет возможность путешествовать! Это так увлекательно, так познавательно!
Но когда целый год путешествуешь из поликлиники в клинику, из процедурной в операционную, то даже передышка от подобных маршрутов кажется великим праздником, сродни чуть ли не кругосветному путешествию!
   Вот я и предприняла путешествие,на которое хватит даже моих пошатнувшихся сил. Предлагаю вам присоединиться!
   Теперь обратите внимание на фразу, составившую эпиграф моего сочинения. Не подумайте, что это глупая шутка: ну, кто же не знает, сколько  в Петербурге ростральных колонн?! Это известно всем ( кроме моей знакомой). Но знаете ли вы о них нечто большее?

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)
   В 1733 году с Березового на Васильевский остров Петербурга переместили порт. В конце 18 столетия сюда, почти под окна Зимнего дворца, уже причаливало более тысячи судов в год.Сегодня это воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова — это прежде всего  портовые атрибуты. А все грандиозные здания, составляющие ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа, пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом). Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров.

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

Рисунок Х!Х века.

 

  В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

Стрелка Васильевского острова сегодня.

  И. конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (в переводе с латинского — «клюв») — носовыми украшениями побеждённых  вражеских кораблей

  На стрелке Васильевского острова они обосновались в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая — указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман.
   При работе над архитектурным ансамблем Стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров. Он советовал: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу».

  Внутри колонны высотой 32 метра — винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещаются треножники – жаровни, предназначенные для сигнальных огней.
Вначале в жаровнях пробовали жечь конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих.Правда, в 1896 году к сооружениям подвели электричество, но из-за большого расхода его использовали совсем недолго. Лишь в 1957 году, к 250-летию Петербурга (юбилей города отпраздновали с опозданием), колонны газифицировали, и в мощных горелках зажглись 7-метровые факелы. Сейчас огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особых, торжественных случаях.
Первоначальный проект декорирования колонн предполагал отлив всех скульптурных композиций из бронзы, но из-за сложности этой работы статуи пришлось выполнить из пудостского известняка, который добывается неподалеку, в каменоломнях под Северной столицей, в селении Пудость. Этот материал был выбран не случайно: сразу после извлечения из карьера он легко поддается обработке, его даже можно резать ножом, а затем быстро затвердевает на открытом воздухе. Над изваянием фигур трудились французские мастера Тибо и Камберлен. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов(Днепр, Волга, Нева, Волхов) появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

   Долгие годы Ростральные колонны находились в плачевном состоянии, пока наконец-то в 1997-98 годах они не были отреставрированы сотрудниками Эрмитажа. Тогда изваяния были очищены от сажистых загрязнений, биопоражений и следов предыдущих доделок, которые только способствовали разрушению скульптур, а на поврежденные места были установлены точные копии утерянных частей, выполненные из пудостского известняка. Так символ морского величия Санкт-Петербурга был спасен.
   Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны. Возможно, именно поэтому ростральные колонны уже в ХХ веке были построены и в других городах страны. Вот посмотрите:

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

Томск

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)
Чита. Весьма оригинальный дизайн!

Неизвестное об известном ( путешествия по Питеру)

Владивосток.

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.