Разворот на Восток, который мы не заметили

 
 

Разворот на Восток, который мы не заметили


С начала нового 2016 года, в отношениях России и Китая начали происходить необъяснимые и парадоксальные явления: на фоне заявлений крупных российских изданий о провале разворота на Восток, и прекращения славословий официальных властей, между двумя странами стали происходить беспрецедентные по масштабам сделки без каких-либо официальных объяснений их причин. 


Рекордный кредит «Газпрому» от Bank of China

Впервые в своей истории российская корпорация, чьи доходы идут на резкую убыль, получила огромный кредит в размере 2,17 млрд долл сроком на 5 лет от крупнейшего госбанка Bank of China. Как и многое в «невидимом повороте на Восток» привлечение беспрецедентного по объемам кредита для «Газпрома» произошло во время «Двух сессий» китайского парламента и высшего совещательного органа, событие года для премьера Ли Кэцяна, на котором вырабатывался план 13-ой пятилетки, проще говоря, распределения государственных расходов и генерального плана кредитования корпораций.+

У рекордного кредита две основные особенности: во-первых, никто не знает на что его выдали — «Привлекаемые средства компания направит на общекорпоративные нужды», — звучит официальная формулировка «Газпрома», условий кредита корпорация не раскрыла, а BoC отказался от комментариев. Все это выглядело достаточно странно, при том, что известно, как китайцы бьются за каждый цент, и отчитываются за все инвестиции, и как простаивает многие годы некредитованным тот же газпромовский мегапроект «Сила Сибири». 

Вторая особенность кредита — молчание прессы. В российских СМИ о выданном рекордном кредите написали всего несколько изданий, а по логике должны были устроить под это событие как минимум саммит (вспомним, что Восточный экономический форум привлек в российскую экономику куда меньше денег). Третья особенность, о которой вряд ли надо упоминать, это начавшийся обвал китайской экономики: беспрецедентный обвал экспорта, который по итогам года составит от 10% (против 2% в 2015 году), обвал бирж, бесконечный отток капитала, и связанный с ним вливания НБК в различные сектора финансовой системы Китая.  

Напомним, что одновременно со сделкой в России средства были направлены большому другу премьера Китая Ли Кэцяна и Китайской железнодорожной корпорации квазисоциалистическому президенту Бразилии Дилме Русефф, испытывающей сегодня серьезные сложности в карьере. Китай также обеспечил кредит для Бразильского Petrobas, однако не стал делать аналогичных шагов для поддержки президента Венесуэлы, отношения с которой находятся под патронажем Си Цзиньпина. 

Очевидно, что речь идет о влиянии серьезного политического фактора на решение китайской стороны, в частности решения китайского коллеги Дмитрия Медведева — премьера Ли Кэцяна, как видно из примера Бразилии, вдруг получившего «зеленый свет» от банковской системы Китая (в частности Bank of China) и направляющего ее ресурсы для финансирования укрепления отношений с близкими по духу группами за рубежом.

Напомним, что вопрос кредитования газовых проектов стоял на повестке дня у двух коллег в течение последних двух лет, однако даже во время последней встречи премьеров в Чжэнчжоу, где по слухам готовилось чуть ли не покушение на Медведева, никакого прорыва по этому вопросу не наблюдалось, а произошел он сразу же после перераспределений должностей в финансовом секторе Китая. 

Последний вопрос — ключевой для понимания сегодняшнего обострения в китайской внутренней политике, но в рамках «Невидимого разворота» важно лишь то, что у продемократической политической группы «комсомольцев» и ее главы премьера Ли Кэцяна появился расширенный доступ к финансовым инструментам для сделок за рубежом. Об этом косвенно свидетельствует беспрецедентный (300%) рост китайских инвестиций от локальных компаний, в особенности из пояса реки Янцзы — географической базе «комсомольской» группы. 

Беспрецедентные заявления Ли Кэцяна

На фоне незаметных тектонических сдвигов в российско-китайских экономических отношениях произошло и заявление премьера Ли о российско-китайских отношениях, которые не направлены против третьих стран, а также о внеблоковом статусе Китая. По сути дела хозяйственник примерял на себя функцию формирования основных векторов внешней политики, которая прежде оставалась за рядом членов Компартии и лично Си Цзиньпина. Заявление может означать, что доминирование в российско-китайских отношениях плавно перешло от связки «Путин-Си Цзиньпин» к «Медведев-Ли Кэцян», или по крайней мере, наметился существенный сдвиг. Не исключено, что сдвиг будет скорректирован по линии отношений Сергея Иванова и главы Секретариата ЦК Ли Чжаньшу, идеолога сплочения вокруг «коренного лидера» Си Цзиньпина, встреча которых состоится в ближайшие дни, а также во время непосредственного визита Владимира Путина в Китай.

Март 2016 года крайне насыщен — вслед за «Двумя сессиями» и Форумом развития Китая в Пекине, на непотопляемом авианосце КНР в Южно-Китайском море, острове Хайнань готовится к открытию саммит в городке Бо-ао, также детище команды Си Цзиньпина, попытавшегося создавать там «азиатский Давос» для стран Экономического пояса Шелкового пути. Вслед за саммитом Бо-ао Си Цзиньпин примет участие в переговорах с Обамой на Саммите по вопросам ядерной безопасности в Вашингтоне. Все эти встречи должны придать очертания новому состоянию политики и экономики Китая. 

Китайский банк предоставил кредит «Газпрому» прямо перед непосредственным размещением правительством России гособлигаций, так называемых евробондов. Именно этот кредит станет для приобретателей облигаций госзайма важным позитивным индикатором, а правительство России сможет получить от продажи Евробондов только Китаю 1-3 млрд долл. Таким образом, речь идет о получении Россией (правительством и корпорацией «Газпром») средств на сумму от 5 млрд долл за счет помощи китайского правительства. Все это происходит, напомним, на фоне корректировки цен на газ и далеко не самого ясного будущего «Газпрома», что можно объяснить только глубокими стратегическим характером выстраивающихся отношений между правительствами двух стран, экономические же выгоды Китай и его второе лицо, судя по всему планируют получить от другого проекта.

Комсомольская стройка «Великий Шелковый БАМ» — как альтернатива Шелковому пути

Практически одновременно с кредитованием правительства РФ и Газпрома, госмонополия РЖД озвучила такой же беспрецедентный по масштабам план по созданию в России сети скоростных железных дорог — и в первую очередь на пути следования китайских грузов через Россию в Европу. «Комсомольскую» стройку РЖД под новым руководством затеяла поистине колоссальную, настолько, что она не обойдется без масштабного привлечения капитала извне. Разумеется, как и с кредитом «Газпрома» детали не оглашаются, но очевидно — что стройка выгодна только Китаю и им же будет реализовываться.

Вся программа рассчитана на космическую сумму в 5 трлн рублей, и так же как проект Китая в Бразилии от Атлантического до Тихого океана поражает размахом. Хотя программа и разбита на три этапа, и в ней фигурирует «индийский фактор» (с ним мы еще столкнемся ниже) — заявленная переориентация на строительство дорог по линии «север-юг» — но в реальности речь идет о расширении транзитных возмжностей Транссибирской магистрали: строительство ВСМ «Москва–Казань» (1,2 трлн руб), «Челябинск – Екатеринбург» (122,6 млрд руб.),  «Екатеринбург – Нижний Тагил» (12,9 млрд руб.) и «Новосибирск – Барнаул» (62,3 млрд руб). Интересным кажется и «южный карман» в строну Украины — Москва-Тула-Белгород (268,6 млрд руб + 86,8 млрд руб) — вероятно, у китайского правительства есть планы и на создание ВСМ или модернизацию украинских железных дорог, которые еще не озвучены, в совокупности это приведет к созданию китайско-европейского транспортного коридора через Россию и Украину. 5 млрд долларов в качестве транша для Газпрома и российского правительства без объяснения причин вполне укладываются в логику строительства «комсомольской стройки», которая, вероятно  станет альтернативой инфраструктурным проектам группы Си Цзиньпина через Среднюю Азию, Кавказ и Иран.  

Важный индикатор в создании «Шелкового БАМа» — начало стройки моста через Амур, проект, который также курирует Дмитрий Медведев, и одновременное торможение в создании коридоров в Приморском крае, о которых громко рапортовали на ВЭФ.

Любопытно, что историческое событие произошло одновременно со срывом китайского проекта по строительству глубоководного порта в Грузии в рамках Шелкового пути, одновременным получение Китаем порта Пирей в Греции (проект Ли Кэцяна). Очевидно, что в обоих случаях фигургирует помощь американских союзников Ли, веротяно, не на шутку обеспокоившихся ростом влияния армейской группировки Си Цзиньпина в Китае. 

В самих США политический расклад также складывается в пользу китайских «комсомольцев» — из президентской гонки вышел Рубио, адекватная замена Дональду Трампу, и США оказались перед высокой вероятностью победы демократов в лице Клинтон или Сандерса — которые в равной степени являются естественными союзниками «бывших студентов на Тяньаньмэни», а Сандерс — почти социалист. Если в США не произойдет того, что называют God’s Will, например, ядерного конфликта c Китаем или гражданской войны — ко власти придут демократы, а в Китае вслед за ними комсомольцы, со всеми вытекающими для команды Си Цзиньпина последствиями. Впрочем, приход «комсомольцев» не предопределен, как и многое в жизни — зависит от поведения третьих сил. 

Нефть

Не менее странным выглядит и рекордный рост импорта российской нефти со стороны Китая: если объяснения о том, что импорт выгоден при низких ценах как-то оправдывали наращивание импорта при спаде экономики и грузоперевозок, то в условиях роста цены нефти до 40 долл за баррель — эти объяснения уже не кажутся настолько очевидными. Тем не менее, Россия нарастила импорт нефти в Китай на почти 30% и стала поставщиком №1, обогнав саудитов и ангольцев. Затоваренность рынка, особенно с учетом факторов Ирана и США, не новость, на этом фоне лихорадочная закупка российской нефти кажется еще менее целесообразной. При этом, Китай, отказывая в поддержке нефтяному президенту Николасу Мадуро, завершает сделку по покупке 10% СИБУРа на сумму 1,338 млрд долл. Ничем иным как политической поддержкой «нефтяного блока» в России это объяснить невозможно. Аналогичными можно назвать и закрытие сделки с «Новатэком» и китайского Фонда Шелкового пути под патронажем группы Си Цзиньпина в СПГ «Ямал».  

По сути дела, конкурирующие группы Китая ввязались в конкуренцию между «нефтяным» и «газовым» секторами России, с целью поддержать союзные им силы в критический для России момент. 

Самое любопытное, что рост поставок нефти происходит на фоне продажи 26% Ванкорского месторождения, основного для поставок нефти в Китай, индийским компаниями. Индия, как известно, сегодня становится основным геополитическим соперником Китая в Азии, а ось Дели-Токио крепнет день ото дня. В случае вероятной войны Индии и Китая — единственные незаблокированные поставки нефти — из России — окажутся под влиянием Индии и на территории России. Похоже, Россия постепенно научилась работать с «тяжелыми китайскими переговорщиками», вводя в сделку третий элемент. Возможно, именно о такой оси «Россия-Китай-Индия» и говорил  в свое время Примаков, однако, не был до конца понят.  

«Ешь, пей, веселись» 

Еще одним интересным явлением в рамках борьбы за обладание Россией в качестве лояльного той или иной группе являются новости в секторе интернет-продаж. Российские регуляторы демонстрируют ярко выраженное политически мотивированное поведение по отношению к двум конкурентам — прокомсомольской корпорации «Алибаба», «Алиэкспресс» которой чуть не прикрыли в России, и всячески поддерживают практически на президентском уровне пекинскую JD.com — последняя новость — это создание на базе JD.com экспортной площадки для поставок российского продовольствия в Китай. Поддержка идет по всем фронтам — в том числе и продовольственному, который в современной России всегда был на особом счету.  

С-400: любимый город может спать спокойно

В марте же, при не до конца выполненных формальностях, был осуществлен первый транш на покупку российских комплексов ПВО С-400, способных организовать противоракетную оборону, в том числе и от баллистических ракет. Транш, как уже говорилось, был сделан без завершения формальностей — судорожно и в спешке: пуск баллистической ракеты из Северной Кореи был ошеломляющим, как для Вашингтона, так и для Пекина, кажется, окончательно потерявшего своего единственного верного союзника в лице династии Кимов. Ждет своего часа соглашение по Су-35. Системы С-400 и Су-35 способны полностью защитить небо Китая от японской и американской техники и взять под полный контроль небо Южно-Китайского моря.

Туризм

Туристы из Китая, составившие до трети всего въездного потока в Россию, стали практически манной небесной для России в период экономического кризиса — только в Москве за 2015 год китайские туристы оставили 1 млрд долларов, установив новый рекорд трат в России. Этот показатель может увеличится за несколько лет в несколько раз. 

Инвестиции

На фоне достаточно крупных и не сильно афишируемых прорывах не столько в материальном плане, сколько в понимании Китая и принципов работы с ним, особняком стоят китайские инвестиции, которые идут не в углевдородные и транспортные проекты. Инвестиции Китая в Россию за последние 7 месяцев, по словам чиновника Минкоммерции Лин Цзи, сократились на 20% — что свидетельствует о провалах работы на этом направлении, на фоне успешной работы нефтяного, газового и, вероятно, транспортного секторов, а также работы российского правительства. Похоже, «инвестиционный блок» так и не научился понимать Китай и работать с ним. Напомним, что рост китайских инвестиций в новом 2015 году удвоился — но Россия и ее многочисленные проекты, не связанные с вышеуказанными секторами, не получили ровным счетом ничего, при том, что Китай активно инвестирует в проекты той же Бразилии, находящуюся в далеко не самой лучшей экономической ситуации.

 

Иван Умин

«South China Insight», 22.03.2016

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.