Афганский тест на Альянс с Грузией?

С какой целью Грузия направляет свой контингент в Афганистан и каковы перспективы вступления страны в НАТО?

Вообще Грузия с учетом ее геополитического положения занимает в планах НАТО на Кавказ особое место. Однако на пути в Альянс у грузинского руководства могут возникнуть серьезные препятствия в виде блокирования этого решения союзниками России в Европе и противодействия соседней Турции, которая не пожелает проститься с мантией «главного представителя НАТО» в регионе или делегировать часть своих функций Грузии.

Рота 32-го батальона третьей пехотной бригады ВС Грузии 7 июля 2015 года отправилась в афганскую провинцию Мазари-Шариф для службы в рамках миротворческой операции «Решительная поддержка» (Resolute Support). Она продолжит дальнейшую службу в миссии в Афганистане на протяжении семи месяцев.

Миссия НАТО под названием «Решительная поддержка» начала действовать в Афганистане с 1 января 2015 года, после завершения военной стадии операции США и их союзников по альянсу.

Как ранее сообщали высокопоставленные представители альянса, вместо контингента Международных сил по обеспечению безопасности в Афганистане (ISAF), максимальный размер которого составлял 139 тысяч человек, в начале 2015 года в стране (Кабуле, Кандагаре, Герате, Мазари-Шарифе) было размещено около 12 тысяч человек. Миссия считается небоевой — натовские военнослужащие смогут обороняться, но не будут вовлечены в боевые действия вместе с афганскими силами безопасности. 

О готовности Грузии принять участие в новой миссии НАТО в Афганистане, которая займется подготовкой афганских силовых структур, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил еще в ноябре 2014 года.

«Я выразил генсеку наши обязательства в отношении миссии ISAF и готовность к участию в миссии «Решительная поддержка» в Афганистане, несмотря на тяжелые и очень болезненные потери, которые мы понесли во время работы миссии ISAF в Афганистане», — сказал Гарибашвили журналистам после встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.

Во имя опыта и интеграции?

В июне 2015 года рота «Альфа» 32-го батальона 3-й пехотной бригады ВС Грузии завершила учения сил быстрого реагирования в Германии, организованные Бундесвером (ВС Германии). Грузинские военные проходили комбинированные и ситуативные тренировки, которые им понадобятся в последующей миссии в Афганистане, на трех базах Германии – Вильдфлекен, Летзлинген и Хамельбург. В Германии эта рота находилась на протяжении пяти месяцев.

Это второе грузинское подразделение, которое примет участие в международной операции в качестве роты быстрого реагирования под командованием контингента Германии. Подразделение сменит в ходе ротации сводную роту 4-й механизированной бригады. 

Праздничная церемония проводов состоялась на военной базе Вазиани, близ Тбилиси. На мероприятии присутствовали министр обороны Грузии Тинатин Хидашели, глава Генштаба ВС генерал-майор Вахтанг Капанадзе, военный атташе Германии вице-полковник Бернард Хоп, а также другие официальные лица Минобороны и Генштаба Грузии.

Министр обороны Тинатин Хидашели заявила:

«Твердость грузинского государства держится на вас. Деятельность грузинских военных в Афганистане является самой главной, самой важной, на что смотрит и чем нас ценит весь мир. Авторитет страны в большей степени зависит от того, какими вы будете, какими будете в Афганистане. Сегодня если где-то и уважают Грузию, в каком-то уголке мира, если Грузия с гордостью ходит по коридорам НАТО, если для Грузии везде открыта дверь, в первую очередь, в этом ваша большая заслуга».

Позиция грузинских властей предельно ясна: Грузия принимает участие в проводящейся в Афганистане операции под эгидой НАТО, чтобы получить боевой опыт и содействовать интеграции страны с западными партнерами.

Представители политических кругов США также высказывают свою позицию в отношении участия грузинских военных в данных миссиях. Сенатор Джон Маккейн, который отмечал День независимости США на авиационной базе в афганском городе Баграм, заявил: «Грузинские военные, участвующие в миссии «Решительная поддержка» в Афганистане под эгидой НАТО, являются одними из лучших в коалиции».

В праздничной церемонии, приуроченной ко Дню независимости США, также принял участие командующий миссией генерал Джон Кэмпбелл.

«Грузия вносит огромный вклад в миссию в Афганистане. Грузинские военные за пределами периметра выполняют очень опасную и сложную миссию. Они обеспечивают безопасность наших союзников, военных и морских пехотинцев. Мы очень благодарны им», – цитирует Маккейна пресс-служба Минобороны Грузии.

По данным ведомства, безопасность американского сенатора в Афганистане обеспечивали военнослужащие 43-го батальона 4-й механизированной бригады ВС Грузии.

Вместе с тем риски при участии грузинских военных в миссиях НАТО, несомненно, существуют, на что указывают понесенные потери личного состава за последние годы пребывания в Афганистане. Сам факт нахождения грузинских солдат в Афганистане может вызвать отрицательную реакцию талибов, но говорить на данном этапе о некой спецоперации возмездия в самой Грузии не приходится. Впрочем, риск всегда будет присутствовать.

Цель оправдывает средства?

Какие задачи преследует Грузия, направляя свой контингент в неспокойный Афганистан, КАВПОЛИТу пояснил доктор политических и военных наук, профессор Вахтанг Маисая:

«Грузинский военный контингент, который уменьшился примерно до 900 военнослужащих, остается в Афганистане и был разбросан более в спокойные районы страны – в основном в Баграме, Мазари-Шарифе и в самой столице Кабуле.

Контингент осуществляет в основном тактические и иногда в некотором смысле оперативно-тактические задачи в рамках миссии НАТО ISAF. В основном грузинский контингент оставлен в Афганистане для выполнения следующих геополитических задач:

1) Грузия является членом международного антитеррористического сообщества, которое было сформировано еще в 2001 году в рамках войны с глобальным терроризмом и резолюции №1383 Совета безопасности ООН, и это международное обязательство;

2) участие грузинских военнослужащих в международных операциях поддержания мира и кризисных ситуациях зафиксировано в таких стратегических документах национального уровня, как Стратегия национальной безопасности Грузии, Военная стратегия Грузии, «Анализ рисков и угроз» и т.д.;

3) грузинские военные получают богатый боевой опыт в рамках участия в таких стратегических операциях, а особенно в контексте обработки навыков «войн четвертого поколения» и в рамках «мобильной военной стратегии», что должно повысить уровень боевой подготовки ВС Грузии;

4) Грузия является стратегическим партнером США – или, по версии американских политических деятелей, осевым государством в регионе Кавказ – Каспий. Это стратегическое партнерство было оформлено в январе 2009 года, когда стороны на уровне министров иностранных дел подписали особый правовой политический документ «Хартия стратегического партнерства», где одним из пяти основных направлений указано военное сотрудничество;

5) Грузия стремится к членству в НАТО, и для этой цели ее вооруженные силы должны адаптироваться к стандартам военной классификации систем СТАНАГ и PARP. А участие в таких спецоперациях, как ISAF дает возможность повысить и ускорить адаптацию грузинских ВС к стандартам коалиционных сил НАТО.

В основном в этом и кроется главная и основополагающая причина присутствия ВС Грузии в Афганистане».

Череда препятствий

В отношениях между Россией и Грузией присутствуют неурегулированные вопросы касательно территориальной целостности и выбора внешнеполитических предпочтений Тбилиси. Москва с опаской смотрит на любую активность Запада у своих южных рубежей, тем более если она касается военной сферы. Руководство Грузии не раз заявляло о желательности нормализации отношений с РФ, к чему ее призывали и западные партнеры, но ответной реакции Москвы на это не последовало.

На этом фоне в Грузии продолжаются военные учения. На военной базе Вазиани 8 июля прошла церемония открытия военных учений НАТО Agile Spirit 2015. В этих учениях, помимо грузинских и американских военных, впервые принимали участие представители других стран-членов НАТО – Болгарии, Румынии, Литвы и Латвии. Представители Вооруженных сил Армении и Молдавии присутствовали на учениях в качестве наблюдателей.

Ответной реакцией Москвы можно посчитать недавний инцидент, когда границы т.н. Южной Осетии были передвинуты в непосредственной близости от центральной автомагистрали Грузии, всего лишь в 450 метрах от нее. 

Евросоюз (ЕС) и НАТО по-прежнему отдают приоритетное значение черноморскому региону. Об этом говорится в резолюции, принятой в июне депутатами Европейского парламента (ЕП).
«НАТО должно сохранять свое морское и воздушное превосходство в бассейне Черного моря и поддерживать свои мощности по мониторингу за регионом», – отмечается в документе.

Вообще Грузия с учетом ее геополитического положения занимает в планах НАТО на Кавказ особое место. Однако на пути в альянс у грузинского руководства могут возникнуть серьезные препятствия в виде блокирования этого решения союзниками России в Европе и противодействия соседней Турции, которая не пожелает проститься с мантией «главного представителя НАТО» в регионе или делегировать часть своих функций Грузии.

Вопрос о принятии Грузии в НАТО может стать актуальным лишь в случае резкого геополитического изменения в регионе, вызванного активными действиями ИГИЛ или переносом дестабилизации с Ближнего Востока на государства Южного Кавказа.

 

Василий Папава

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.