Американо-российские отношения в бизнесе и во власти

Тема международного сотрудничества была в центре обсуждения во второй день работы 19-го Петербургского экономического форума.

И, неожиданным образом, некоторые из высказанных здесь мыслей перекликались с тем, что было сказано на конференции GLOBSEC по вопросам безопасности в Братиславе.

К примеру, заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу в своем выступлении в столице Словакии заявил, что ситуация во взаимодействии Североатлантического Альянса с Россией хуже, чем была во времена СССР. «Даже в советские времена, при Брежневе, были определенные правила игры, которых все придерживались. Сейчас Россия отвергает существование каких-либо правил. Это происходит, в частности, когда они говорят, что российских солдат нет в Украине. Они и до сих пор пытаются убедить нас в этом», – отметил Вершбоу.

«Бизнес должен удвоить влияние на политиков»

В свою очередь, участники круглого стола «Россия – Северная Америка: новые вызовы – новые стратегии сотрудничества», проходившего в рамках ПМЭФ, отмечали, что так глубоко кризис в двусторонних отношениях не заходил, пожалуй, никогда. Президент Российско-американского совета делового сотрудничества Давид Якобашвили отметил, что бытующая сегодня в двусторонних отношениях риторика «бывает, порой, такой жесткой, какой не была даже во времена Советского Союза».

Мысль продолжил заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, сказавший: «Главное сейчас – не потерять наработанные связи. Необходимо укреплять их, не смотря ни на какие политические пертурбации. Потому что ведение диалога и поддержание достигнутого уровня сотрудничества сегодня особенно важно».

А президент Boeing Russia & CIS Сергей Кравченко вспомнил свою работу в 90-е году в рамках «Комиссии Гора-Черномырдина», подчеркнув: «Та работа, которую мы начинали тогда, была рассчитана на десятилетия. И сейчас нам, стоявшим у истоков совместных российско-американских проектов, нужно напоминать нашим правительствам об их политической, экономической и социальной ответственности. В частности — за сохранение сотен тысяч рабочих мест».

В ответ, вице-президент по связям с общественностью Mars Incorporated Матиас Бернингер сказал, что задача американских и российских бизнесменов – способствовать взаимопониманию молодежи. А его коллега из The Coca-Cola Company Клайд Таггл припомнил любимую шутку своего босса: «Когда я смотрю утром на себя в зеркало, я понимаю, что мне нужно либо быть оптимистом, либо застрелиться», – добавив, что схожий выбор сегодня у тех, кто занимается американо-российскими проектами в сфере бизнеса.

Одним из наиболее эмоциональных выступлений в рамках этого круглого стола была речь президента ООО «Автодор Холдинг» Валерия Драганова. Он напомнил, как год назад предрекал, что экономические санкции долго не продержатся, потому что это – «путь в никуда». «Вынужден признать – я ошибался, — отметил Драганов. – За прошедший год ничего хорошего не произошло». По словам главы холдинга, ситуация только ухудшается, и в результате один из крупнейших американских автомобильных концернов (GM) был вынужден уйти с российского рынка.

Выход из ситуации он видит в том, что бизнесу необходимо «удваивать, утраивать свое влияние на политиков» с тем, чтобы добиваться сохранения рабочих мест и увеличения инвестиций. В настоящее же время инвестиции только в автомобильной отрасли упали в 4 раза.

«Земля у нас одна»

Корреспондент «Голоса Америки» поинтересовалась у президента ООО «Автодор Холдинг», как российские бизнесмены отстаивают свои интересы перед отечественными политиками?

В ответ Валерий Драганов сказал, что Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей «регулярно ставят перед правительством те или иные вопросы, отстаивают те или иные интересы – будь то в сфере технического регулирования, дерегулирования, конкуренции». Драганов подчеркнул: «Сейчас в повестку дня нужно ввести тему удержания взаимного инвестиционного уровня экономического сотрудничества, бизнес-сотрудничества между нашими странами, желательно вне контекста политической эскалации. Чтобы политика не накрывала бизнес механически».

Выступления топ-менеджеров в рамках круглого стола «Россия – Северная Америка», по мнению Драганова, показали, что, невзирая на политику, бизнес приспосабливается к меняющимся условиям, «потому что бизнес ответствен перед людьми». 

В конце дискуссии Давид Якобашвили, обращаясь к представителям России, США и Канады, сказал: «Земля у нас одна, и нам не хватит космических кораблей, чтобы всем перебраться на ближайший спутник. Хвастаться количеством атомных бомб глупо, потому что это – путь в никуда».

А президент ООО «Майкрософт Рус» Павел Бетсис заметил, что «бизнесу вряд ли удастся повлиять на геополитическую ситуацию». Поэтому корпорациям остается улучшать качество работы с клиентами и налаживать связи с партнерами.

Поклонник Лермонтова

Представители российского и зарубежного бизнеса составили значительную часть аудитории во время выступления Владимира Путина на пленарном заседании «Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту».

Экономическую ситуацию в стране Путин охарактеризовал словами: «Не так все плохо с точки зрения санкций. Есть плюсы и минусы». К числу плюсов было отнесено то, что российская экономика накопила достаточный запас внутренней прочности. А благодаря оперативным мерам удалось стабилизировать валютный курс и сохранить резервы, отметил Владимир Путин.

Затем, отвечая на вопросы ведущего телеканала CBS News Чарли Роуза, Путин изложил свое видение международной ситуации. По его мнению, из-за осложнения отношений между Россией и Западом сильнее всего пострадал Европейский Союз. Торговля России с ЕС сократилась на четверть, в то время, как объем российско-американского товарооборота изменился не слишком сильно.

Говоря о политических противоречиях с США, российский президент упрекнул Америку в том, что она, с его точки зрения, вмешивается «во внутриполитические процессы, в том числе через финансирование неправительственного сектора, навязывая решения в сфере международной безопасности».

В то же время Путин признал, что у Москвы и Вашингтона есть общие цели: «Нас объединяет общая борьба с терроризмом, распространением наркоугрозы, с опасной тенденцией к возможному распространению средств массового уничтожения», – согласился Путин. И добавил: «Россия не претендует на какую-то гегемонию, она не претендует на статус сверхдержавы. Мы хотим строить отношения на равноправной основе».

Обращаясь к американскому руководству со сцены ПМЭФ, Путин сказал: «Позвольте нам самим определить наши интересы и наши потребности, исходя из нашей собственной истории, из нашей культуры… С нами не надо разговаривать языком ультиматумов… Мы долгое время, можно сказать десятилетия спокойно молчали и предлагали разные элементы сотрудничества. Но постепенно нас все отжимали, отжимали и поджали к такой черте, дальше которой мы не можем отступить».

Петербургский политолог Сергей Шелин, прокомментировавший для «Голоса Америки» внешнеполитический аспект выступления Путина, в этой связи вспомнил стихотворение Лермонтова «Бородино»: «Там есть похожие строки: мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали», – заметил эксперт, добавив, что это стихотворение, очевидно, является для Путина одним из любимых, поскольку он его цитировал и во время своего предвыборного митинга в Лужниках. Правда, тогда он избрал строки «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали».

В целом, по мнению Шелина, антиамериканская и антизападная риторика для Путина весьма органична: «Путин говорит это искренне, но с другой стороны — он уже много раз это говорил. И просто сейчас воспользовался случаем, чтобы высказать те соображения, которые он разделяет, и которые от него ждут его сторонники. Он именно так и думает, и нет никаких оснований думать, что он притворяется», – отметил Сергей Шелин.

Анна Плотникова

Источник: golos-ameriki.ru

© 2015, https:. Все права защищены.