Азербайджанские беженцы отчаяния

Баку не знает, как вернуть домой жителей, бежавших от Карабахской войны

После войны в Карабахе прошло уже почти больше 20 лет. Однако власти Азербайджана по-прежнему пытаются решить проблему размещения 600 тысяч беженцев из зоны боевых действий. При этом, власти стремятся, чтобы они вернулись на свое прежнее место жительства. 

Меры государства

Как утверждает официальный Баку, с момента прихода к власти в 2003 году президент Ильхам Алиев ежегодно выделяет из Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР), насчитывающего 39 млрд долларов, сотни миллионов манатов на строительство жилья и предоставление льгот для перемещенных лиц.

Конфликт в Карабахе был остановлен при его отце, ныне покойном президенте Гейдаре Алиеве, который поставил в 1994 году подпись под соглашением о прекращении огня в Нагорном Карабахе.

В 2012 году, как утверждается, на эти цели из ГНФАР было выделено 300 млн манатов (порядка 382,45 млн долларов). Вынужденные переселенцы Азербайджана составляют одну из самых многочисленных категорий беженцев в мире.

В 2014 году Государственный нефтяной фонд Азербайджана выделил на улучшение социально-жилищных условий беженцев и вынужденных переселенцев 300 миллионов манат.

Отмечается, что согласно утвержденному бюджету на 2015 год, расходы Нефтяного фонда на финансирование мероприятий в связи с улучшением социально-жилищных условий беженцев и вынужденных переселенцев предусмотрены в размере 150 миллионов манат.

По данным Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Азербайджана, за последние десять лет квартиры в 79 новых жилых домах и поселках, главным образом в окрестностях столицы страны Баку, получили порядка 37 тысяч семей (более 160 тысяч человек). Палаточных городков на территории страны больше не существует.

Расположенная в Брюсселе Международная кризисная группа (МКГ) и Госдепартамент США с одобрением отозвались о работе правительства по расселению вынужденных переселенцев.

Но хоть власти и выделили в 2012 году 3 процента государственного бюджета на цели обеспечении жильем вынужденных переселенцев (что составляет, по данным МКГ, самый высокий процент в мире), с новым жильем не все так просто.

Крепостные жильцы

Официально зарегистрированные вынужденные переселенцы не могут продать, передать в дар или переоформить предоставленные им квартиры; они считаются временным жильем, находящимся в собственности государства.

Власти продолжают подчеркивать, что в итоге вынужденные переселенцы должны вернуться домой. Некоторые азербайджанские обозреватели полагают, что такая политическая позиция поддерживает государство в решимости сохранить предоставленное переселенцам жилье в своей собственности.

Это позволит по урегулированию карабахского конфликта выселить беженцев из квартир и заставить их вернуться в Карабах либо сопредельные семь районов, оккупированных ныне армянскими и сепаратистскими войсками.

В настоящий момент переговоры о достижении долгосрочного политического урегулирования карабахского конфликта буксуют на месте.

Баку спасения

По данным правительства, почти половина азербайджанских перемещенных лиц проживает в Баку – городе с населением свыше двух миллионов человек.

Условия жизни в столице, являющейся экономическим центром страны, несравнимы с полными лишений условиями жизни в сельской местности, откуда эти люди бежали более двух десятков лет тому назад.

Большой процент таких граждан Азербайджана составляют дети, родившиеся в Баку и за его пределами после конфликта 1988-1994 годов, но все еще включаемые в число вынужденных переселенцев.

«Конечно, не все переселенцы будут готовы вернуться в эти районы», – комментирует создавшуюся ситуацию юрист по вопросам прав человека Ирада Джавадова, возглавляющая бакинскую НПО «Общественное объединение по просвещению в области пpав человека». – Но власти хотят, чтобы они вернулись».

Вынужденные переселенцы, опрошенные EurasiaNet.org, единодушно выразили готовность вернуться домой. Но не это, судя по всему, является для многих главной задачей на сегодня.

Изменение статуса

Акции протеста, которые беженцы время от времени проводят в Баку, направлены не столько на решение аспектов, связанных с их потенциальным возвращением в Карабах, сколько на улучшение их нынешних условий жизни.

 

Из 125 парламентариев Азербайджана 11 являются зарегистрированными вынужденными переселенцами. Все они входят во фракцию правящей партии «Ени Азербайджан».

Однако эти депутаты, похоже, не слишком стремятся продвигать аспекты, связанные с политикой в отношении перемещенных лиц. Как и многие другие, они адаптировались к своему новому месту жительства и новой роли в жизни.

«Одни вынужденные переселенцы сегодня живут благополучнее, чем представители необеспеченных слоев населения, не принадлежащих к категории переселенцев.

Общественно-экономическое положение других переселенцев не слишком отличается от общественно-экономического положения других малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, не являющихся перемещенными лицами», – комментирует эксперт по нагорно-карабахскому конфликту, попросивший не называть места его работы.

«Единый подход государства к беженцам», не учитывающий того факта, что многие переселенцы переориентировались экономически в жизни, «устарел» и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, полагает этот эксперт.

«Возвращение на прежнее место жительства не должно рассматриваться в качестве единственно реального варианта для вынужденных переселенцев, – добавляет он. – Беженцам как полноправным гражданам республики должен быть предоставлен свободный выбор в том, какой вариант они лично для себя хотели бы избрать».

Власти, желая выполнить свое обещание обеспечить этническим азербайджанцам возможность вернуться в Карабах и на оккупированные территории, не реагируют на эту критику.

Вне зависимости от финансового и общественного положения, зарегистрированные вынужденные переселенцы остаются таковыми пожизненно – получая кров, бесплатные коммунальные услуги и высшее образование, льготное налогообложение и ежемесячное пособие в 16 манатов (20,4 доллара). Правда, вынужденные переселенки, выходя замуж не за беженца, утрачивают эти льготы.

Глас отчаяния

Несмотря на предпринимаемые государством меры, в распределении льгот для беженцев по-прежнему наблюдается перекос. Неподалеку от дорогих частных домов в центральном Ясамальском районе Баку располагаются ветхие помещения бывшего общежития Азербайджанского государственного технического университета.

В данном комплексе проживает тысяча семей вынужденных переселенцев. Эти десять пятиэтажных зданий с выбитыми окнами, отслаивающейся штукатуркой и зловонными миазмами из плохо работающей канализации, впервые отданные под нужды беженцев в 1993 году, больше напоминают сегодня сцены из фильмов о войне, нежели человеческое жилье.

«Мы все здесь превратились в сумасшедших. Из-за условий, в которых мы живем, все страдают неврозами», – говорит школьная учительница на пенсии из Физулинского района Мариам Гусейнова, проживающая с остальными членами своей семьи из 10 человек в двух комнатках.

Туалетные и ванные комнаты в здании находятся на этаже. Правда, раньше условия проживания были еще хуже, но несколько лет назад власти и «какие-то норвежцы» помогли починить проводку и водопровод, рассказывает Мариам Гусейнова.

Люди, до сих пор живущие в общежитии, не в состоянии перебраться в другое место. Соседи Мариам Гусейновой, Алиевы, живут с тремя детьми в одной комнате на 54 маната (68,84 доллара) в месяц, включая получаемое от государства пособие и случайный заработок главы семьи.

По данным Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Азербайджана, к концу 2015 года правительство планирует переселить 90 тысяч человек из подобных общежитий в поселок, построенный на 380 гектарах земли в бакинском пригороде Гобу.

Еще 500 га будут выделены под дома для 110 тысяч вынужденных переселенцев, проживающих в настоящее время на территории военных баз, санаториев, летних лагерей, в помещении школ и детских садов.

Жители Ясамальского общежития рассчитывают, что скоро их переселят в один из этих поселков, в которых будут жилые дома с одно-, двух-, трех- и четырехкомнатными квартирами со всеми удобствами.

Учитывает ли эта программа индивидуальные пожелания людей и их права как личности самим решать свою судьбу или нет, но Мариам Гсейнова и ее соседи готовы переехать. «Мы прожили здесь уже 20 лет, – говорит женщина. – Достаточно!».

Али Аббасов

Источник: onkavkaz.com

© 2015, https:. Все права защищены.