Бремя Мистралей

В длительном стратегическо-коммерческом споре между Францией и Россией на тему вертолетоносцев Мистраль победу одержала заокеанская дипломатия. Американский триумф характеризуется полным отсутствием любых издержек для США в результате отмены многомиллиардного контракта. Он подтверждается весомостью американского окрика для некогда строптивого Парижа в деле военно-технического сотрудничества с третьими странами. И подчеркивается дальнейшей неопределенностью судьбы многофункциональных кораблей океанской зоны и крупной отрасли французского оборонного судостроения.

В начале августа 2015 года стало известно о деталях расторжения вертолетоносного контракта между Россией и Францией. По официально озвученной президентом Ф. Олландом причине«стратегического характера…в связи с ролью Москвы в украинском кризисе…». Французская сторона возвращает России деньги за оба Мистраля в объеме около 1.2 млрд. €. Авансовый платеж от РФ составлял 893 млн. евро. Его превышение на 300 евромиллионов связано с российскими расходами на создание вертолетов КА-52К специально для французских кораблей, с тратами на портовую инфраструктуру во Владивостоке, на опытно-конструкторские изыскания и на подготовку экипажей военных судов. То есть неустоек, компенсаций за моральный ущерб и штрафных санкций французские власти избежали.

С вертолетоносцев будет демонтировано российское оборудование связи и навигации, эти работы уже начались. Системы управления огнем на Мистралях и не было, можно сэкономить на ее демонтаже. Кормовые части, собранные на балтийских верфях, от Мистралей отпиливать не будут. Франция после завершения финансово-монтажных процедур получит сертификат конечного пользователя. Получив вместе с ним право продать выпотрошенные корабли без вертолетов, оружия, связи и управления кому угодно. По официальным заверениям Парижа, из «кого угодно» уже выстроилась очередь от Канады и Марокко до Саудовской Аравии и Сингапура. Хотя наиболее вероятные клиенты — это Австрия, Венгрия или Монголия.

Французская дипломатия смягчила потери собственных корабелов, сумела сгладить ущерб для государственного имиджа, выторговала приемлемые условия расторжения контракта. Во многом благодаря конструктивной и уважительной позиции властей РФ. И все же последствия затянувшейся и утопленной сделки для страны-изготовителя плачевны:

Многолетний труд сотен квалифицированных специалистов — инженеров, судостроителей, инструкторов, техников, бизнесменов, дипломатов — будет оплачен из французского бюджета. Люди не понесли материального урона, но результат многолетнего труда либо нулевой, либо отрицательный.

Французская репутация надежного поставщика оборонной техники подорвана на много лет вперед. Ни одна другая страна НАТО или ЕС не разделила с Францией материальный и моральный ущерб от срыва контракта. Судостроительные корпорации STX и DCNS расстались с единственным клиентом на корабли такого класса и в этом расставании ощущается скандальная горечь.

Демонстрация вассальной зависимости от Вашингтона получилась столь же убедительной, как и отказ Индии закупать 126 французских истребителей Рафаль. В прошлое ушла не только сорванная сделка, но и французское реноме самостоятельной внешнеполитической державы. На верфях Сен-Назер и на других предприятиях ВПК Франции неизбежны сокращения и спад производства — а это дополнительные расходы финансов и нервов.

Коммерческие интересы Франции в РФ измеряются десятками миллиардов евро и положительный исход контракта четырехлетней давности мог бы способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений.

Бесполезность, а скорее опасность санкционных затей очевидна с каждым месяцем — Франция имела шанс громко заявить о себе ради мира в Европе. Имела шанс разорвать спираль взаимного недоверия с медийной яркостью. В 2008 году это удалось предыдущему президенту Республики. Кого-то помнят как автора мирного плана Медведева-Саркози. Кого-то — как Гобсека с двумя бесполезными кораблями и хорошей миной при навязанной игре.

Теперь два военных судна стали на длительный прикол в качестве сугубо французской проблемы под названием «Бремя Мистралей». Причем второй вертолетоносец (без вертолетов) еще не достроен, а первый уже проходит стадию внутреннего демонтажа. Ежемесячное содержание одного корабля у причалов Сен-Назера обходится в 3-4 млн. евро. Чем заменить изымаемое российскими специалистами оборудование и электронные компоненты — непонятно. Какой авиагруппой и артиллерией комплектовать корабли — неясно. На какие средства, чьими усилиями и в какой срок — аналогично. Рекомендации должен озвучить клиент, которого нет. О программе подготовки новых экипажей и речи не идет, сначала необходимо определиться с новым владельцем. И решить, за какую часть от затраченной суммы (20 или 40 %?) этот виртуальный спаситель избавит Францию от бремени Мистралей. Есть и более радикальный вариант решения проблемы. Еще месяц назад французские военные эксперты высказывали жестокое в своем прагматизме мнение — оптимальным бюджетным выходом из вертолетоносной проблемы было бы затопление кораблей. Утопим расходы с репутацией и концы в воду.

Тем же июнем 2015 года датировано заявление министра обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан об окончательном отказе поставить «Мистрали» России. Заявление было озвучено в Вашингтоне, что вполне символично. В ходе переговоров с американским коллегой поднималась и дальнейшая судьба вертолетоносцев. Ле Дриан предложил приобрести корабли американцам, однако ответа от министра обороны США по этому вопросу не получил. Вообще никакого, кроме одобряющего взгляда вдаль. Зато в зале пресс-конференции при новости об американском молчании громыхнул журналистский смех. Только французскому министру обороны было не смешно, как и всей оборонной отрасли страны.

В день разрыва вертолетоносного контракта из России в США были отгружены первые ракетные двигатели РД-181. Приобретаемые заокеанской державой у РФ в количестве 60 штук для комплектации тяжелого носителя Atlas. Общая сумма ракетно-двигательного контракта между РФ и США превышает 1 млрд. долларов. Вашингтон и не подумал рисковать космическими соглашениями и орбитальными стартами «по стратегическим соображениям…ввиду позиции России в украинском кризисе».

При правильной стратегии можно и союзника заставить разорвать контракт, и собственные торговые связи укрепить. В самой что ни на есть стратегической области науки и техники. Американский доминирующий прагматизм положил на лопатки французскую самостоятельность и гордость, военно-технические, экономические и дипломатические перспективы. Продажа двух некомплектных и разоруженных кораблей затянется надолго, официально на это отводится 18 месяцев. Подлинная цена избавления от Мистралей (если таковая произойдет) будет засекречена на много лет вперед. Как минимум до восстановления реноме Франции как надежного поставщика военной техники.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

© 2015, https:. Все права защищены.