Чем для России опасно замедление экономики Китая?

Рост ВВП Китая во втором квартале составил 7% к прошлому году — чуть выше, чем предсказывали эксперты, свидетельствуют данные Национального статистического бюро страны.

Такой же рост ВВП Китай показал и в первом квартале, однако это всё равно наиболее слабый показатель после кризиса 2009 года, когда рост китайской экономики замедлился до 6,5%.

Косвенно ситуация, складывающаяся в экономике КНР, может оказать влияние и на Россию, считают эксперты.

В краткосрочной перспективе оно оценивается как ограниченное, но на более длинных временных отрезках новости из Китая, вероятно, будут всё актуальнее для Москвы.

В сложных условиях

Росту второй по величине экономике в мире мешает слабый рынок жилья и недостаточное промышленное производство.

Для борьбы с замедлением роста Пекин проводит ряд реформ, направленных на стимулирование экономики страны.

«В первой половине 2015 года, столкнувшись со сложными внешними и внутренними экономическими факторами, ЦК партии и Госсовет придерживались генеральной линии «движения вперед при поддержании стабильности» и совершила несколько научно обоснованных и точных ходов в сфере макро-регуляции, непоколебимо проталкивая вперед системные реформы и институциональные инновации», — говорится в докладе.

«Мы должны также указать, что внутренняя и внешняя экономическая среда остается сложной, а общемировое экономическое восстановление протекает неровно и медленно», — отмечается в заявлении статбюро Китая.

Опубликованные в среду данные показали, что инвестиции в основные фонды выросли за первые 6 месяцев 2015 года на 11,4% в годовом исчислении, при этом рост промышленного производства ускорился до 6,8%. Розничные продажи выросли на 10,6%, что должно оказать более широкое влияние на экономику.

Некоторые эксперты, особенно на Западе, подвергают сомнению достоверность китайской государственной статистики. Так, проанализировав официальные данные за первый квартал, аналитики Citi в мае этого года пришли к выводу, что реальный рост экономики страны составил не 7%, а 6% в годовом выражении. Однако статистическое бюро заявило в среду, что данные о росте точны, отвергнув спекуляции об их раздувании.

Впрочем, цифры Национального статистического бюро Китая корректно передают самое главное — тренд к замедлению экономики, каким бы оно, в конечном счете, ни было.

Фактор нефти

Есть два канала, по которым экономические эффекты, происходящие в Китае, доходят до России: через цену на нефть и прямую торговлю между странами.

Замедление китайской экономики оказывает негативное влияние на мировые цены на нефть. КНР является вторым в мире после США потребителем ресурса, и последние годы рост мирового спроса на нефть обеспечивался, главным образом, за счет растущих потребностей Китая.

Замедление экономики страны ведет к замедлению спроса, что в условиях избытка предложения на рынке толкает цены на нефть вниз. По подсчетам Международного энергетического агентства, во втором квартале этого года мировое производство нефти находилось на уровне 96,39 млн баррелей в день, в то время как реальный спрос составлял 93,13 млн.

Чем ниже цены, тем выше потери российского федерального бюджета, половина доходов которого формируется за счет нефтегазового экспорта. Это значит, что будет расти бюджетный дефицит, запланированный российскими властями в текущем году на уровне 3,7% ВВП (2,68 трлн рублей).

Однако, по мнению аналитиков, нефтяные рынки уже отыграли замедление китайской экономики, поэтому особого проседания цены на нефть из-за этого фактора в ближайшее время ожидать не стоит.

«Общее настроение на рынке такое, что в Китае дела неважны, но не катастрофичны. Замедление Китая — долгоиграющая тема. Нефть находится возле тех уровней, ниже которых продавливание цены станет эксцессом. 50-60 долларов за баррель Brent — это совершенно понятная цена», — считает директор аналитического департамента «Промсвязьбанка» Николай Кащеев.

Сходного мнения по вопросу о цене на нефть придерживается и Валерий Нестеров из Sberbank Research Group.

«Пока не видны триггеры в ближайшие месяцы, которые могли бы опустить цену ниже 50 долларов за баррель», — отметил он в беседе с Русской службой Би-би-си.

В прогнозе министерства экономического развития заложена средняя цена нефти в этом году в 50 долларов за баррель. На прошлой неделе глава ведомства Алексей Улюкаев подтвердил, что прогноз является предельно консервативным и смысла его пересматривать власти не видят.

Фактор торговли

Уже четыре года Китай для России является первым торговым партнером по товарообороту; в прошлом году его объем превысил 90 млрд долларов. Россия в рейтинге торговых партнеров Пекина заняла в 2014 году 9 место.

Однако в первом квартале этого года, по данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот между странами снизился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это снижение носит отчасти технический характер.

«Упали цены на основные экспортные товары России: нефть в первом квартале 2015 года подешевела в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. То есть, при сохранении тех же объемов экспорта, экспортная выручка в долларах сократилась», — объясняет Татьяна Лысенко, ведущий экономист рейтингового агентства S&P про странам региона EMEA (Europe, the Middle East and Africa).

Вместе с этим за первые месяцы 2015 года упали физические объемы и долларовая стоимость китайского импорта в Россию.

К концу года ряд экспертов ожидают некоторого восстановления импорта и экспорта, однако уже ясно, что выйти на целевые объемы товарооборота, установленные на уровне 100 млрд долларов по итогам года, не удастся, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Он считает, что не получится преодолеть и прошлогоднюю планку в 90 млрд долларов. Впрочем, перспективы у российско-китайской торговли, по его мнению, в долгосрочной перспективе выше, чем у торговли между Россией и Европой.

«Просто потому, что санкции и их последствия налицо. Китайцы инвестируют далеко не так активно, как хотела бы Россия, но, тем не менее, по мере того, как в России будет углубляться экономический кризис, правительство будет снимать все большие барьеры для китайских инвесторов. Думаю, китайские инвесторы будут заходить во многие сектора. Причем возможно, не в нефтегаз, а в сельское хозяйство, инфраструктуру», — комментирует эксперт.

Издержки цикла и госрегулирования

Учитывая это, актуальность происходящего в китайской экономике для Кремля со временем будет только расти.

В прошлом году ВВП Китая вырос на 7,4% — это самый низкий уровень за 24 года. При этом власти, изначально прогнозировавшие рост в 7,5%, впервые с 1998 года просчитались с итоговым результатом (хотя и совсем ненамного).

Двузначный рост китайской экономики, характерный для 2000-х годов, с определенной точки зрения не мог вечно продолжаться, хотя бы из-за эффекта низкой базы. Чем ниже объем экономики, тем быстрее в процентном отношении она может расти, и наоборот. По подсчетам британского издания Economist, 7% роста китайской экономики в этом году в денежном выражении будут все равно больше, чем 14% роста в 2007 году.

Однако замедление роста ВВП Китая оказалось сильнее, чем многие предполагали. По мнению ряда экономистов, главной причиной является наслоение циклических процессов в экономике на сдерживающую роль государственных институтов.

В КНР замедляется рынок труда (пик численности населения трудоспособного возраста пришелся на 2012 год), инвестиции (которые, тем не менее, достигли невероятных для многих стран 49% к ВВП) и рост производительности труда (благодаря сокращению технологического отставания от Запада, то есть из-за того, что пространства для увеличения производительности труда все меньше).

Ввиду этого нынешнее замедление китайского ВВП многие экономисты считают, скорее, циклическим, чем структурным. Однако развитие экономики в стране сдерживается не только коррекцией после перегрева, но и избыточным контролем со стороны государства.

Власти КНР это понимают, поскольку еще два года назад объявили масштабную программу экономических реформ, преследующую главной целью сделать экономику более открытой для частного капитала.

«На третьем пленуме ЦК КПК в ноябре 2013 года были выписаны абсолютно правильные рецепты», — отмечает Александр Габуев в беседе с Би-би-си.

«Вопрос в их имплементации, которая отстает от графика. России надо обратить на это внимание: торможение с реформами в Китае может иметь долгосрочную негативную динамику», — считает эксперт.

 

Источник: bbc.com

© 2015, https:. Все права защищены.