Скандал в ФИФА демонстрирует решимость ряда западных стран повлиять на эту организацию с целью добиться отмены или максимально осложнить проведение чемпионатов мира по футболу 2018 г. в России и 2022 г. в Катаре.
Коррупционный скандал в ФИФА назревал давно. Обвинения в адрес организаторов футбольных первенств звучали после каждого решения о присвоении права проведения чемпионата мира той или иной стране. Однако, будучи независимой и негосударственной организацией, ФИФА могла принимать решения по выбору государств-хозяев чемпионатов, не обращая внимания на критику.
Однако нынешняя атака на эту организацию беспрецедентна и будет иметь далеко идущие последствия. «Артподготовкой» к ней стал показ в ряде стран в начале мая 2015 г. фильма немецкой телекомпании ARD «Проданный футбол». Как писала бразильская пресса, накануне выборов главы ФИФА западные представители организовали масштабную кампанию по лоббированию кандидатуры иорданского принца Али, соперника Й. Блаттера.
Такая тактика, явно приуроченная к выборам президента ФИФА, была призвана достичь нескольких целей. Лежавшая на поверхности задача — не допустить переизбрания нынешнего главы — в итоге была решена. Выиграв выборы со значительным перевесом, Й. Блаттер через четыре дня все же подал в отставку. Очевидно, сказалось мощное внешнее давление.
Выступая на конгрессе ФИФА в Цюрихе, Й. Блаттер прямо заявил, что нынешние проблемы подшефной ему организации связаны с решением пятилетней давности предоставить право проведения чемпионатов мира 2018 и 2022 гг. России и Катару. Что касается России, то, действительно, успех такого турнира, гораздо более крупного и заметного, чем зимняя Олимпиада, в стране, изоляции которой из-за крымских событий и ситуации на Украине добиваются США и их союзники, стал бы ударом по стремлению Запада продемонстрировать истинно глобальное влияние.
Следует отметить, что последние чемпионаты мира проходили в ЮАР и Бразилии, т.е. также в странах БРИКС. Тем самым ФИФА — вольно или невольно — постепенно отходила в своей деятельности от западного приоритета, хотя раньше считалась организацией преимущественно европейской.
Схемы атак соперника
Говоря о Чемпионате мира 2018 г., стоит отметить, что оптимальным способом его срыва — для тех, кто к этому стремится, — было бы институциональное решение самой ФИФА. Бойкот спортивных соревнований в современном мире выглядит моветоном. Другое дело, если сама организация меняет ранее принятое решение. Исключать такой сценарий развития событий нельзя — отставка Й. Блаттера и смена руководства ФИФА создают для этого едва ли не тепличные условия. В настоящее время практически вся верхушка ФИФА находится под уголовным преследованием, цена за прекращение которого может быть разной. При нынешнем президенте такой вариант был труднореализуем.
Еще одним способом — также с претензией на «институциональность», а не на субъективность — мог бы стать бойкот турниров под эгидой ФИФА до тех пор, пока ее возглавляет Й. Блаттер, т.е. до 2019 г. После его ухода это уже неактуально — похоже, события разворачиваются по сценарию номер один.
Тем не менее отметим, что «пробросы» на тему возможного бойкота ФИФА со стороны УЕФА имели место и вполне могли реализоваться, если бы Й. Блаттер сохранил свой пост. Главными застрельщиками выступали англичане, которые, как известно, не оставляют надежд провести у себя Чемпионат мира 2018 г. Первоначальный провал антиблаттеровского блицкрига заставил Запад расчехлить оружие, сопоставимое с ядерным, имея в виду выход УЕФА из состава ФИФА и проведение альтернативного чемпионата мира с участием европейских сборных, а также сборных Бразилии и Аргентины.
Британская пресса уже вовсю обсуждала детали такого турнира. Действительно, с точки зрения зрелищности и интереса болельщиков альтернативный чемпионат мог бы дать фору обычному чемпионату мира, которому многочисленные африканские и азиатские участники добавляют колорита, но заметно снижают качество футбола. Доминирование Запада в такой схеме позволило бы ему диктовать правила игры в вопросе приглашения участников, а ценность «злополучного» Чемпионата 2018 г. девальвировалась бы в духе московской Олимпиады-80.
Любопытно, что угроза бойкотировать ФИФА — это творческое переосмысление аналогичных выпадов богатейших футбольных клубов Европы, которые годами пугали уже саму УЕФА идеей организации собственной Лиги чемпионов. В этой схеме клубы-миллионеры играли бы между собой, подгоняя формат турнира под максимальную коммерческую выгоду, которая делилась бы между клубами без посредника в лице УЕФА. Такая угроза стала частью ответа на инициативу финансового «фэйр-плей», ставящую под удар как топ-клубы, так и амбициозных претендентов на это звание вместе с их спонсорами.
Однако выход УЕФА из ФИФА стал бы беспрецедентным событием, последствия которого трудно предсказать. Затрагивая интересы, в том числе и экономические, огромного числа игроков, оно встретило бы колоссальное противодействие. В связи с этим вариант «перетряски» ФИФА и изменения ее внутреннего решения по Чемпионату мира 2018 г. представляется более вероятным.
Партнеры на флангах
Однако борьба еще не закончена. В нынешней ситуации Россия, заинтересованная в сохранении статус-кво, получает неожиданных союзников, едва ли не главным из которых может оказаться Катар. Решение провести Чемпионат мира 2022 г. в этой стране вызывает чуть ли не большую критику на Западе. Критики указывают, в частности, на рабские условия труда мигрантов и вспоминают многочисленные трагические инциденты на стройках стадионов. Обращается внимание также на необходимость переноса Чемпионата на прохладное время года, что ставит под удар графики национальных чемпионатов и еврокубков, телевизионные права на показ которых составляют основу бюджетов футбольных клубов. Подковерная борьба против УЕФА в сотрудничестве с Катаром, одним из главных недоброжелателей России на ближневосточном пространстве, может стать весьма любопытным и неожиданным поворотом в мировой политике.
Свою роль может сыграть и группа БРИКС, включающая великую футбольную державу Бразилию. Та свой чемпионат мира уже провела, и ее симпатии сегодня могут оказаться скорее на стороне России. А чемпионат мира без Бразилии — это почти гарантированный провал.
До Чемпионата мира 2018 г. осталось не так много времени. На его подготовку уже брошены значительные силы и средства. 25 июля 2015 г. Константиновский дворец Санкт-Петербурга примет жеребьевку отборочного турнира — первое официальное мероприятие Чемпионата. Надо полагать, что до 2018 г. спадет и накал страстей в мире вокруг этого события, характерный для 2014–2015 гг.
Игра стоит свеч. Чемпионат мира в России, если он все же будет проведен, поставит под сомнение эффективность политики изоляции Москвы. Во всяком случае, в имиджевом плане картинка будет именно такой. Вместе с тем уход Й. Блаттера резко повышает шансы оппонентов.
Напористость, продемонстрированная в случае с ФИФА американскими властями, готовыми напрямую задействовать за рубежом ресурсы ФБР (в обход Интерпола), говорит о стремлении Соединенных Штатов во что бы то ни стало поддерживать имидж «хозяина в доме», в том числе «примерно наказывая» несогласных и преподнося остальным урок на будущее.
Александр Высоцкий, Руслан Волков
Источник: russiancouncil.ru
© 2015, https:. Все права защищены.