Дефолт Греции – результат европейской политики США

Греческий долг составляет около 340 млрд евро. 30 июня истекает срок очередной выплаты по кредиту МВФ. Следует понимать, Международный валютный фонд, хотя и называется международным, находится в Вашингтоне и представляет интересы преимущественно американских финансистов, у которых самое большое количество голосов в исполнительном совете – 17%. Всю прошлую неделю Греция и ее основные кредиторы – МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссия – пытались достичь взаимопонимания. Европейцы сделали, по словам канцлера ФРГ Ангелы Меркель, «экстраординарно щедрое предложение» и продолжили оказывать помощь греческим финансово-кредитным организациям. Американцы потребовали еще более ужесточить социальную политику, в частности оптимизировать (читай – уничтожить) пенсионную систему. Для левоцентристской правящей партии «Сириза», пришедшей к власти на волне социальных протестов, с социально ориентированной программой, выполнение этих требований равносильно политическому самоубийству.

В качестве ответного хода греческий премьер-министр Алексис Ципрас объявил о решении провести 5 июля общенациональный референдум, на котором гражданам будет предложено выразить свое отношение к плану по урегулированию задолженности, подготовленному кредиторами. Отношение греков к кредиторам, к долгу, политике экономии прекрасно известно и Ципрасу, и европейцам, и американцам. Реальных целей у референдума в данном случае две: 1. Шантаж европейцев (и не только) возможным дефолтом Греции и выходом из еврозоны в случае отказа пойти навстречу пожеланиям греческого правительства; 2. Оправдание действий правительства на случай, если угрозы придется воплощать в жизнь.

Если Греция выйдет из еврозоны, то в краткосрочной и среднесрочной перспективе греческую экономику ожидают тяжелые последствия. Конечно, страна стряхнет с себя долговое бремя, но произойдет отток капитала, поток внешних инвестиций прекратится – финансовая система будет мгновенно иссушена. Переход на драхму и дальнейшее ее неизбежное обесценивание по отношению к евро, запуск печатного станка частично решит проблему, кроме того, простимулирует экспорт, так как греческие товары значительно подешевеют относительно европейский. В случае открытия российского рынка (есть ненулевая вероятность), проблем со сбытом не будет. В долгосрочной перспективе – не самый худший вариант. Однако подобный шаг потребует огромной политической воли от греческого правительства, готовности греческого народа к тяжелому и неблагодарному труду, к режиму гораздо более жесткой экономии, чем сейчас, – всего этого в Греции сегодняшней нет. Греки блефуют, не без основания надеясь выторговать послабления у заинтересованных сторон.

На фоне греческого кризиса евро упал на 2% по отношению к доллару, нефть сорта брент подешевела на 2,3%, рубль привычно спикировал, европейские индексы просели на 2-3%, азиатские фондовые рынки рухнули на 7%… Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уже выразил серьезную обеспокоенность по поводу будущего европейской интеграции и обозначил сдержанную готовность оказать посильную поддержку в достижении прогресса в переговорах. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразил понимание действий правительства Ципраса, надежду и обоюдную заинтересованность в реализации проекта «Турецкий поток». ЕС, для которого выход Греции может оказаться прецедентом, фатальным для будущего четвертой европейской империи, тоже не намерен обострять…

Однако американские партнеры ЕС, которые и обострили (фактически создали) эту ситуацию настроены более решительно. Их вероятная цель – оказать воздействие на своих европейских партнеров и всех причастных. Глава МВФ Кристина Лагард заявила, что никаких поблажек Афины не добьются.

Дефолт, если все-таки случится, будет сигнализировать не о том, что Греция не договорилась с ЕС и США, а о том, что США не смогли добиться взаимности от ЕС, в чем бы она ни заключалась. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже заявил, что Москву такое развитие событий не устроит. В краткосрочной перспективе – возможно, так как возникает очаг нестабильности, который окажет негативное влияние на экономику и Европы, и России. Но в стратегическом плане бывший член ЕС, с экономикой, насаженной на российский газопровод и российские рынки сбыта, негативно настроенный к Западу – сильный козырь.

Однако, скорее всего, американцы и европейцы договорятся и пойдут грекам навстречу в вопросе реструктуризации госдолга. Это может повлечь для России политические последствия. Как вариант, позиции ЕС в вопросе санкций, которые проявили первые признаки колебаний, укрепятся.

 

А. Конопелько

Источник: rusrand.ru

© 2015, https:. Все права защищены.