Экстренный выход Агузарова

Тамерлан Агузаров в незапланированном выступлении признал, что освоение бюджетных средств в регионе ведется крайне неэффективно. В конце года республике нужно выплатить крупные суммы по коммерческим кредитам, но денег в бюджете нет уже сейчас. Плачевную ситуацию в бюджетной сфере подтвердило и уголовное дело, возбужденное по факту хищения средств на строительство горнолыжного курорта Мамисон.

«Исполнения бюджета нет»

«Я не планировал сегодня выступать, но, послушав доклад об исполнении бюджета за прошлый год, содоклад и выступление Контрольно-счетной палаты, счел для себя необходимым выйти на эту трибуну», – признался Тамерлан Агузаров на последнем заседании парламента республики, состоявшемся 25 июня.

Что обсуждение бюджета получится непростым, было понятно заранее. За несколько дней до парламентской сессии Тамерлан Агузаров в ходе заседания регионального правительства сообщил, что до конца года республике предстоит выплатить 5,5 млрд рублей, а долг, по словам врио, уже «зашкаливает» и «грозит приблизиться к доходной части бюджета».

Видимо, предчувствуя нелегкий разговор, министр финансов республики Наталья Царева на заседание парламента не явилась: вместо нее с отчетным докладом выступал ее заместитель Казбек Дзалаев. Он сообщил, что и по доходам, и по расходам бюджет республики в прошлом году был исполнен лишь на 90%.

Основными причинами недобора доходов ( порядка 900 млн рублей) Дзалаев назвал два ключевых обстоятельства. Во-первых, сокращение поступлений акцизов: производство алкогольной продукции снизилось в 3,5 раза, а по нефтепродуктам сбор акцизов упал на 300 млн рублей. Во-вторых, недостаточный рост поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в связи с тем, что многие крупные предприятия республики снялись с местного учета.

Точку зрения правительства на сбор НДФЛ некоторые парламентарии сочли не слишком убедительной. Депутат фракции «Патриоты России» Маргарита Кулова полагает, что налоговая база в Северной Осетии в несколько раз больше той, что отражается в бюджете, и измеряется миллиардами людей, но, поскольку люди работают в «серой» зоне, поступления по НДФЛ незначительны. Она обратила внимание и на такой резерв, как налог на прибыль, где также отсутствует прозрачность. «40% организаций официально считаются убыточными. Кто работает себе в убыток?» – задалась риторическим вопросом Маргарита Кулова.

Что касается недоисполнения бюджета по расходам, то здесь Казбек Дзалаев отметил три обстоятельства – недостаточность собственных доходов, недостаточное исполнение федеральных средств из-за их позднего поступления и низкое исполнение обязательств по Дорожному фонду. Последнее вызвало весьма резкую оценку председателя бюджетного комитета парламента республики Асланбека Хадарцева.

«Я не понимаю, как мы не исполнили 240 миллионов рублей по Дорожному фонду, когда 109 миллионов не получили в муниципалитетах и 61 миллион не получил город Владикавказ, – возмутился он. – Это с учетом того, что закон запрещает использовать средства Дорфонда на другие нужды. А говорят, в бюджете средств нет».

Кроме того, Хадарцев отметил, что отсутствует информация, куда были направлены 130 млн рублей, сэкономленные на исполнении госконтрактов.

Не менее жестким получилось и выступление председателя Контрольно-счетной палаты Северной Осетии Александра Мамсурова, который констатировал, что декларируемый рост доходов республики в 2014 году на 4,5% фактически «сожрала» инфляция (11,7%).

Как и Маргарита Кулова, Александр Мамсуров констатировал плачевную динамику в поступлении налога на прибыль – в частности, в сельском хозяйстве, где по данной статье за прошлый год собрали всего-то 2 млн рублей. Отдельно глава КСП остановился на крупнейшем предприятии республики – заводе «Электроцинк». По мнению Мамсурова, правительству республики необходимо самым серьезным образом пересмотреть свои отношения с ним в части налоговых отчислений.

В результате первый вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев предложил рассмотреть бюджет за прошлый год только в первом чтении, а ко второму потребовать от правительства республики дополнительных цифр. «Мы не первый год позволяем показывать цифры, которые не устраивают ни обычных людей, ни депутатов, ни большинство членов правительства», – признал Кесаев, констатировав, что «исполнения бюджета нет».

Идеи чучхе по-осетински

Незапланированное выступление Тамерлана Агузарова также не блистало оптимизмом. «Что касается бюджета, ситуация действительно тяжелая. Денег в бюджете нет», – признал он, описав ближайшие перспективы республиканского бюджета.

Государственный долг Северной Осетии на сегодняшний день составляет порядка 10 млрд рублей, из которых 2,5 млрд приходится на кредиты коммерческих банков со ставкой 12,5%, а остальное – бюджетные кредиты. 

Срок погашения коммерческих кредитов приходится на октябрь-декабрь, но прежде, уже в ближайшие дни, руководству республики нужно выплатить зарплату и отпускные – 1,56 млрд рублей. «Сегодня это самая большая головная боль – моя и правительства», – признался Тамерлан Агузаров.

В то же время врио главы республики весьма критически отозвался о качестве подготовки бюджета в кабинете министров и потребовал от правительства привлекать к работе над ним  депутатов и федеральные органы власти. «Привлекайте их и делайте реальный бюджет, а не те дутые цифры, которые мы сегодня видим», – заявил Агузаров, назвав нынешнюю работу над главным финансовым документом республики «келейной».

В качестве основного источника пополнения бюджета он вновь назвал незадействованные «внутренние ресурсы», о которых не раз говорил и его предшественник Таймураз Мамсуров. В частности, Тамерлан Агузаров предложил повысить арендную плату за пользование землей, которая на сегодняшний день составляет 1000 рублей за гектар в год, но и эти деньги не получается собрать – притом что земли сдаются в субаренду по 10-12 тысяч рублей.

 «Мы разве это не видим? Главы администраций это не видят? Видят! Республиканские латифундисты известны всем. Мы знаем, кто хозяева земель», – заявил Тамерлан Агузаров, не уточнив, впрочем, что значительная часть земель в Северной Осетии используется под выращивание пшеницы для производства спирта, а значит, решение повысить арендную плату затронет интересы весьма влиятельных людей.

Немалые резервы налоговых поступлений врио видит и в республиканских рынках, которые сейчас приносят в бюджет мизерные суммы. Например, по словам Тамерлана Агузарова, рынок «Викалина» платит налогов 4 млн рублей, а «Зеленый рынок» – 3 миллиона.

При этом глава республики намекнул, что его слова относятся и к некоторым из присутствовавших на заседании парламента: «Все хозяева рынков — это наши с вами коллеги. Ни одного обычного гражданина я не встречал, кто бы был хозяином рынка. Поэтому давайте с себя начинать».

Курортный скандал

В своем выступлении Тамерлан Агузаров подверг критике и такую сторону деятельности чиновников, как закупки по завышенным ценам. О масштабе проблемы говорит хотя бы одна цифра из отчета контрольно-счетной палаты республики: из проверенных 1,5 млрд рублей средств на реализацию программы развития и модернизации здравоохранения были выявлены нарушения бухучета по ремонту лечебных учреждений на 509 млн рублей.

«Система государственных закупок становится притчей во языцех не только у депутатов, но наши правоохранительные органы почему-то молчат и ничего не видят», – заявил Тамерлан Агузаров в минувшую пятницу. Но уже три дня спустя осетинские правоохранители продемонстрировали, что на самом деле нарушения в сфере госзакупок не остаются без их внимания.

Как сообщила 28 июня пресс-служба республиканского ФСБ, сотрудники этого ведомства совместно с МВД выявили факт хищения средств федерального бюджета в особо крупном размере при строительстве двух линий электропередач для будущего курорта Мамисон.

Организаторы махинации использовали материалы, закупленные по значительно заниженным ценам в сравнении с указанными в отчетных документах, и завышали объемы выполненных работ при прокладке высоковольтных ЛЭП. Имя руководителя подрядной организации, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, пока не называется, но уже известно, что по ходатайству следователей было арестовано его имущество на общую сумму около 80 млн рублей.

 

Сергей Танакян

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.