Это абсолютно не «антирусский саммит»

22 мая в Риге завершился двухдневный саммит «Восточного партнерства», на который приехали представители 28 стран Европейского союза и 6 стран постсоветского пространства — Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Белоруссии и Молдавии. Делегации многих стран возглавляли их президенты. Во время саммита все 34 делегации подписали итоговую совместную декларацию.

«Это был важный саммит, — заявил на итоговой пресс-конференции президент Европейского совета Дональд Туск. — Мы наметили позитивные шаги на будущее. Мы собираемся выстроить особый формат отношений с Азербайджаном и Белоруссией, продолжаем работать с Арменией, у которой также своя модель взаимодействия с ЕС. У нас с ней хороший, тесный контакт. Что касается Грузии и Украины — мы с большой надеждой ждем завершения процесса их европейской интеграции».

Несмотря на оптимистичное заявление Дональда Туска, процесс переговоров проходил сложно. Так, президент Европарламента Мартин Шульц, который вышел к журналистам чуть раньше окончания переговоров, выразил опасение, что итоговое заявление не подпишет Азербайджан. А накануне саммита подписывать заявление отказалась Белоруссия, несогласная с формулировкой о «незаконной аннексии Крыма».

О некоторых деталях утренних переговоров стран-участниц «Новой» рассказал премьер-министр Швеции Стефан Левен.

— Почему переговоры по итоговой декларации шли дольше запланированного?

— Так получилось из-за Азербайджана — они не хотели подписывать один из параграфов.

— Какой именно?

— Пятый параграф, про ситуацию с Нагорным Карабахом (в тексте документа есть фраза о том, что участники саммита «полностью поддерживают усилия, предпринимаемые руководителями Минской группы для урегулирования конфликта в Нагоном Карабахе» — Прим.ред.)

— Удалось ли договориться?

— Да, президент Туск позвонил президенту Азербайджана Алиеву. Они вдвоем достигли компромисса — что очень хорошо.

— Что они в результате решили?

— Совместная декларация остается в прежнем виде, но Азербайджан опубликует отдельно собственную интерпретацию пятого параграфа.

— А что касается Белоруссии? Перед саммитом Белоруссия заявила, что не подпишет итоговую декларацию… Были ли там проблемы?

— Да, было такое заявление. Но все 34 страны решили декларацию подписать. С Белоруссией такая же ситуация, как с Азербайджаном — договорились, что они также опубликую собственную версию одного из параграфов.

— Того, который содержит фразу про «незаконную аннексию Крыма и Севастополя»?

— Да.

— Еще один вопрос про эти страны. Господин Туск говорил, что к Белоруссии, Армении и Азербайджану надо выработать особый подход. Что он имел в виду?

— Прежде всего, речь идет о регулярных двусторонних переговорах с этими странами. Но эта схема еще должна быть разработана.

— Почему Европейский союз в принципе вырабатывает особый формат для Белоруссии, Армении — стран, союзных России, которые часто не поддерживают политику ЕС? Какова цель?

— Мы договорились создать это партнерство. И это важно и для них, и для нас — это в принципе хорошо для региона. Каждая страна может выбирать свой собственный путь и способ развивать международные связи. У нас гибкая модель отношений внутри партнерства — этим она и хороша.

— Министерство иностранных дел России опасалось, что риторика на саммите будет антироссийской. Это были напрасные опасения или нет?

— Это абсолютно не «антирусский саммит», я выслушал огромное количество заверений от разных людей, что они не настроены против России. Этот форум о другом: это международная кооперация, полезная для наших стран. Но мы также хотим развивать кооперацию с Россией, у многих стран с ней давно выстроенные отношения. Сегодняшние переговоры точно не направлены против России.

Мария Епифанова

Источник: novayagazeta.ru

© 2015, https:. Все права защищены.