Грузия: борьба за СМИ

Желание шефствовать над популярным грузинским телеканалом «Рустави 2» изъявил его прежний владелец, друг бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, бизнесмен Кибар Халваши.

Тбилисский городской суд 10 августа принял к производству иск Халваши, касающийся якобы незаконного изъятия у него доли телекомпании. Кроме того, служители фемиды удовлетворили требование бизнесмена и на время судебных разбирательств наложили арест на все имущество телекомпании.

Гендиректор телеканала (при президентстве Михаила Саакашвили заместитель генерального прокурора Грузии) Николоз Гварамия уже назвал происходящее попыткой прикрыть независимый телеканал.

Новый владелец телеканала

Имя Халваши в рядах владельцев самой рейтинговой грузинской телекомпании появилось после «революции роз» и прихода к власти Михаила Саакашвили. В 2004 году этот друг тогдашнего главы МВД Грузии Ираклия Окруашвили за 7 млн долларов выкупил доли у трех владельцев «Рустави 2» Давида Двали, Джарджи Акимидзе и ныне покойного Эроси Кицмаришвили.

Кицмаришвили потом заявлял, что в 2004 году власти вынудили его уступить свою долю в «Рустави 2» Кибару Халваши. Еще два бывших владельца Двали и Акимидзе после смены власти в Грузии в конце 2012 года внесли иск в прокуратуру о возвращении своей доли, также утверждая, что прежние власти вынудили их уступить долю.

Власть меняется…

Халваши оставался владельцем акций «Рустави 2» до тех пор, пока Окруашвили был союзником Михаила Саакашвили. 20 ноября 2006 года – через несколько дней после того, как Окруашвили покинул правительство, было объявлено, что владелец телекомпании сменился.

Сделка, которую сейчас опротестовывает Халваши, была завершена в декабре. После этого в числе владельцев телекомпании появилась компания, связанная с «Индустриальной группой Грузии» Давида Бежуашвили (брата экс-министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили).

Потом компания еще несколько раз переходила из рук в руки, в том числе и через несколько офшорных компаний, бенефицианты которых оставались «за кадром».

После октябрьских выборов 2012 года частью акций несколько дней владел бывший министр обороны Давид Кезерашвили. Сейчас собственниками «Рустави 2» являются Леван Караманашвили (22%), Георгий Караманашвили (18%), телекомпания «Грузия» (51%) и Нино Нижарадзе (9%).

Война с властью

Первый удар по телекомпании был нанесен ровно 20 лет тому назад. В июле 1995 года ей отказали в лицензии. Годовая тяжба завершилась победой «Рустави 2».

Однако через месяц после открытия телеканал вновь закрыли, что стало причиной многочисленных митингов на улицах Тбилиси.

Зрители опротестовывали кампанию, проводимую против телеканала как в зале суда, так и за его пределами. Окончательной победы в правовой войне «Рустави 2» добилась в 1997 году.

После нескольких лет успешной работы 26 июля 2001 года в истории «Рустави 2» наступил трагический момент. Журналист телекомпании Георгий Саная был найден мертвым в собственном доме. Дело о его гибели по-прежнему не раскрыто.

В ноябре 2001 года в здание «Рустави 2» вошли сотрудники госбезопасности. Вновь начались протесты. Ситуация накалилась до того, что президент Эдуард Шеварднадзе распустил правительство.

В 2006 году глава информационной службы канала Эка Хоперия заявила о давлении со стороны властей и покинула телеканал. В профессионализме телеканала засомневался и премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

– Распорядок дня и идеологию диктует «Рустави 2», – заявил Иванишвили в эксклюзивном интервью телекомпании «Имеди».

Цена вопроса

Полмиллиона долларов США и вся недвижимость «Рустави 2». Именно это – основное требование бизнесмена Халваши, изложенное в его иске против телекомпании.

– Первая часть иска касается авторских прав. Халваши заявляет, что является автором логотипа «Рустави-2» и автором проектов «Последний герой», «Джеобари» и «Форт Бойярд», что смешно, и за это требует 500 тысяч долларов у телекомпании, – заявила в одном из интервью юрист телекомпании Тамта Мурадашвили.

Справедливости ради надо отметить, что «Последний герой», «Джеобари» и «Форт Бойярд» являются международными проектами, право на трансляцию которых телекомпания в свое время купила.

Народное телевидение

После того как 5 августа адвокат Кибара Халваши Паата Салия заявил о внесение иска в Тбилисский городской суд против телекомпании, на защиту телеканала встали общественные деятели Грузии.

– На сегодняшний день «Рустави 2», как бы нам это нравилось или нет, это абсолютно не имеет значения, является свободной мыслью. И эта мысль имеет право на существование, – сказал режиссер Давид Доиашвили.

– Когда у «Рустави 2» создаются определенные проблемы, я лично очень переживаю и считаю, что сейчас необходима осторожность для того, чтобы у данной телекомпании и ее команды не создавались проблемы, – отметил музыкант Ника Меманишвили.

– «Рустави 2» является одним из профессиональных рейтинговых и популярных телеканалов. Когда ему грозит какая-то опасность, это, в общем-то, не очень хорошо. И не принесет хороших результатов, – заявила директор грузинского Национального балета Нино Сухишвили.

Политический мотив?

Представители гражданского сектора и неправительственных организаций ищут в происходящем политическую подоплеку.

– Это является политическим процессом. Ни в одной стране, в очень тоталитарных странах, в том же Советском Союзе, политические процессы не назывались политическими процессами. Это все делалось посредством суда. Вообще определение политического процесса не означает то, что что-то делается где-то в тени. Здесь идет речь, есть или нет политический мотив. В данном случае политический мотив однозначен, – заявила глава Совета НПО «Ассоциация реформ Грузии» Елена Хоштария.

– Это должен быть аполитизированный процесс. Из данного постановления видно, что речь идет не о том, насколько честно имеют доли сегодняшние владельцы, а о том, что данный иск полон проблем. Поэтому можно сказать, что реально сегодняшний курс телевидения не нравится властям, и этого касается данный процесс, – отметила в интервью «Рустави 2» исполнительный директор организации «Международная прозрачность Грузии» Эка Гигаури.

Парадокс, но факт

Будучи заместителем генерального прокурора Грузии, нынешний директор «Рустави 2» Николоз Гварамия в 2007 году после разгрома митинга оппозиции в  центре Тбилиси выступал за арест имущества другой грузинской телекомпании – «Имеди», владельцем которой был ныне покойный миллионер Бадри Патаркацишвили.

Тогда Гварамия обвинил «Имеди» в предвзятом освещении событий седьмого ноября 2007 года. В итоге имущество телекомпании было арестовано и отобрано у Патаркацишвили.

Сегодня соратники Саакашвили – экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава и бывший министр обороны Давид Кезерашвили – проходят по делу о незаконном присвоении имущества Бадри Патаркацишвили, в том числе и телекомпании «Имеди». Хотя сами представители «Единого национального движения», комментируя факт ареста имущества «Рустави 2», уверены в политизированности предстоящего судебного процесса.

Является желание вернуть телеканал искренним чувством Кибара Халваши или нет – неизвестно. Но насколько бы искренним ни было желание бизнесмена, время для его осуществления подобрано не очень подходящее.

Артем Авакимов

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.