Гуманитарная война как форма государственного переворота

Начало XXI века в околополитической сфере отмечено появлением новых, несколько парадоксальных терминов, таких как «гуманитарная интервенция» , «гуманитарная бомбардировка» и «гуманитарная война».

Например, термин «гуманитарная интервенция» используется в документах ООН. Термин же «гуманитарная война», все-таки чаще используется как медийный и/или дискуссионный термин. Хотя с большой долей достоверности можно указать на то, что данный термин, точнее явление, к которому он применим, существует и имеет полное право на существование. Этот термин может иметь не только медийное и юмористическое значение, но и научное. Он может использоваться как более точный, емкий и широкий по охвату в сравнении с «гуманитарной интервенцией».

Война далеко не всегда является синонимом ведения активных и явных боевых действий. Примером может служить т. н. холодная война, в течение которой прямые военные столкновения армий враждующих сторон, практически не происходили. Скорее, это была война, которая в англоязычной литературе носит название «Прокси-войны», что можно дословно перевести как войну посредников. Право на жизнь «гуманитарной войны» как термина может быть подтверждено тем, что «интервенция», в русском языке носит негативное значение и, как правило, связана с силовым вмешательством в некий процесс, что является также синонимом войны.

Кроме того, необходимо отметить, что война рассматривается как продолжение политики с применением вооруженной силы. Именно такой подход к войне как к политическому феномену характерен для военных и военно-политических трактатов вплоть до Нового времени (т. е. до середины XIX века). Это понятие было сформулировано в первой трети XIX века Карлом фон Клаузевицем. Впоследствии были предприняты шаги, направленные на то, чтобы снизить, а затем и исключить использование военной силы как способа решения политических задач. Эти шаги предпринимались достаточно успешно на протяжении более 100 лет (с 1860-х по 1980-е годы), что было закреплено документами, например, Гаагской Конвенцией 1899 г. и Гаагской Декларацией 1907 г., Женевской Конвенцией о защите жертв войны 1949 г. и др.

Война (точнее вооруженный конфликт) как элемент политики, так же как и интервенция, запрещена наднациональным законодательством в виде Устава ООН. За период после 1999 г., когда впервые широко распространился термин «гуманитарная война», фактически произошла ревизия международного гуманитарного законодательства, которое явно вводило запрет на ведение силовых действий без санкции Совета безопасности ООН. За первые 10 лет XXI века явление, получившее название гуманитарной войны, неоднократно использовалось и приобрело достаточную известность и популяр- ность. Именно по этой причине оно имеет право на употребление не только в медийной и околомедийной среде. Гуманитарные ценности могут использоваться не только как объект, становящийся причиной силового воздействия, но и как субъект, используемый для воздействия на ту или иную ситуацию.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕРЕВОРОТАМ

Стоит указать на то, что от государственного переворота не застрахована ни одна страна, что было теоретически доказано в работе Эдварда Люттвака «Государственный переворот: Практическое пособие». Автор рассмотрел госперевороты второй трети ХХ века. Особую ценность воззрениям Люттвака придает то, что он длительное время работает на ведущие американские внешнеполитические, научные и военные структуры. По его утверждению, переворот возможен в любой стране независимо от ее географического и политического положения. Для этого необходимо наличие следующих условий:

1. Экономическая отсталость.
2. Политическая независимость.
3. Органическое единство (т. е. юридическая и фактическая системы управления государством должны совпадать).

Возможность успешного совершения государственного переворота зависит от экономического и политического уровня развития государства. Люттвак утверждает, что чем более экономически и политически развито государство, чем более политически активно население и чем менее зависит от политического руководства госаппарат, тем сложнее совершить государственный переворот и удержать власть. Осуществить успешный государственный переворот можно и в Великобритании, но вот удержать захваченную таким образом власть — сложно, если вообще возможно. Проблематично совершить переворот в государствах, где госаппарат мал и/или плотно контролируется политическим руководством. Минимальны шансы и там, где имеются вооруженные силы иного, более сильного государства. Для государственного переворота характерны следующие основные этапы:

1. Зарождение идеи госпереворота.
2. Создание мозгового центра планирования и управления переворотом.
3. Создание структуры совершения переворота.
4. Собственно сам переворот.

На всех этапах переворота, от зарождения до реализации, задействованы как внутренние и внешние силы государства, так и их комбинации в различной пропорции, хотя пока еще нет однозначной и достоверной информации о том, чтобы какой-нибудь государственный переворот современной политической эпохи произошел без прямого или косвенного участия внешних сил. Для успешного совершения госпереворота необходимо нейтрализовать:

1. Армию.
2. Полицию.
3. Службу государственной безопасности.
4. Политические силы (имеются в виду политические силы, входящие в систему управления государства и не входящие в нее).

Особенностью государственного переворота является то, что при совпадении всех необходимых условий все основные элементы управления государства захватываются специально подготовленными вооруженными силами по заранее заготовленному плану. Особенностью такого мероприятия является то, что наибольшая секретность необходима на этапе планирования и подготовки переворота. Ошибки, допущенные на этапе планирования, а также нарушение режима конспирации могут стать фатальными для госпереворота.

Основой успеха мероприятия является то, что оно должно осуществляться по сетевому или матричному алгоритму, т. е. в системе при реализации плана не будет задействован явный центр (штаб), в момент операции выполняющий управляющие и координирующие функции. Каждый командир решает свою задачу по четко определённому плану. Это дает возможность создать локальный перевес в силах у атакующей стороны, а защищающаяся сторона не сможет определить, что же на самом деле происходит, и потеряет время, необходимое для возможного противодействия и отражения нападения. Государственный переворот, как правило, осуществляется при помощи малых вооруженных группировок либо с использованием армейских сил. Сам госпереворот занимает минимальное время по сравнению с периодом его планирования и подготовки. Важнейшим отличием государственного переворота от революции является то, что захватывается система управления государством, в момент переворота не происходит слома существующей политической и экономической системы.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГУМАНИТАРНОЙ ВОЙНЫ

Гуманитарная война в настоящее время воспринимается как использование вооруженной силы против суверенного государства, в котором грубо, массово и одномоментно нарушаются нормы Международного гуманитарного права. Ее особенностью является то, что причиной для нарушения суверенитета конкретного государства являются его действия по отношению не к соседям, а к своим гражданам, т. е. использование вооруженной силы против собственного населения. При этом использование силы происходит непропорционально или же такая видимость создается при помощи информационного освещения конфликта. Правда, здесь необходимо уточнить, что понятие пропорциональности или непропорциональности в использовании силы на данный момент является субъективным. Допустимое действие в одной культурной традиции может не восприниматься в другой или же восприниматься иначе. Четкого, однозначного и общепринятого правила того, что можно, а что нельзя делать сторонам внутреннего конфликта, на данный момент нет.

Примером могут служить действия сторон в различных государствах, затронутых т. н. Арабской весной. При освещении событий Арабской весны в разных государствах и культурных традициях значительно различались действия органов государственной власти и ее противников. Достаточно указать на то, что в некоторых странах события ограничивались мирными или условно мирными акциями, в других акции гражданского неповиновения локализовались на ограниченных территориях, в третьей события развивались в виде вооруженной борьбы по всей территории государства.

Основными признаками гуманитарной войны становятся:

1. Наличие острого противоречия между верховной властью суверенного государства и значительной частью населения.
2. Применение вооруженной силы против населения страны при условии отсутствия у населения возможности оказать адекватное сопротивление.
3. Отсутствие желания у конфликтующих сторон решать существующее противоречие в правовом поле при использовании юридических норм (прямые переговоры и/или переговоры при участии посредника, посредников).
4. Использование вооруженных сил иного государства и/или государств для принуждения верховной власти к уступкам ее противникам.
5. Подача информации о событиях в стране — возможной жертве гуманитарной войны — осуществляется однобоко, отсутствует беспристрастность в освещении действий всех сторон, задействованных в конфликте, ведущем к войне и вторжению.

Дополнительным, но не обязательным признаком гуманитарной войны является серьезное противостояние между постоянными членами Совета безопасности ООН. В некоторых случаях (события вокруг Ирака в 1991 г. и Ливии в 2011 г.) значительного противостояния между постоянными членами Совбеза ООН или не было вообще или же оно начиналось позднее.

Гуманитарная война в своем развитии проходит следующие этапы:

1. Возникновение конфликта между руководством страны и частью населения либо когда такой конфликт выходит из латентной в явную фазу.
2. Переход конфликта от мирных акций к силовому противостоянию;
3. Требование «третьей стороны» (явно не принимающей участия в конфликте) к руководству страны пойти на уступки или, точнее, капитулировать перед протестующими.
4. Создание вооруженной группировки для вторжения на территорию суверенного государства с одновременным условием, что группировка значительно превосходит вооруженные силы жертвы качественно и количественно.
5. Установление контроля над воздушным и/или водным пространством страны.
6. Начало наземного вторжения. Возможны варианты: как действие крупных воинских контингентов, так и сил быстрого реагирования и специальных подразделений.

Сразу стоит указать на то, что примером взаимодействия и/или противостояния в вопросах гуманитарной войны между постоянными челнами Совбеза ООН являются события вокруг Ливии и Сирии в рамках событий, получивших неофициальное название Арабской весны. Показательна ситуация вокруг резолюций Совета Безопасности ООН No 1970 от 26.02.2011 г. и No 1973 от 17.03.2011 г. Если первая из упомянутых резолюций, потребовавшая прекращения насилия в Ливии, была принята единогласно, то вторая, санкционировавшая применение вооруженной силы, не была поддержана Россией и Китаем. Действия этих государств не дали возможность событиям в Сирии перерасти в полномасштабную гуманитарную войну, точнее в войну, поводом для которой стали бы гуманитарные ценности. К настоящему времени война в Сирии представляет собой типичную прокси-войну (войну посредников, опосредованную войну или же войну «чужими руками»). Особенностью ситуации с гуманитарными войнами является то, что под вопрос ставится одно из основополагающих понятий современной международной политической системы — государственный суверенитет. При этом двойственность с ситуацией вокруг гуманитарных войн создана самим ООН.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕРЕВОРОТОМ И ГУМАНИТАРНОЙ ВОЙНОЙ

Как государственный переворот, так и гуманитарная война являются нелегитимными силовыми способами смены власти, поскольку могут использоваться как против законных, так и против нарушающих национальное и наднациональное законодательство, традиции и обычаи систем власти. Для обоих явлений характерны:

1. Незаконное отстранение легитимного лидера от власти с последующим изменением как проводимой им политики, так и незаконным изменением системы государственной власти без учета государственного интереса, проявляемого в виде интересов большинства населения;
2. Необходимость острого и длительное время не разрешаемых противоречий в обществе.
3. Наличие достаточного количества лиц, имеющих способности и возможности к организации и/или самоорганизации, для создания системы, способной ставить и выполнять поставленные задачи.
4. Наличие в обществе необходимого количества лиц, недовольных своим социальным, материальным и политическим положением и желающих это положение изменить.
5. Среди лиц, недовольных своим положением, должно быть достаточное количество людей, готовых для изменения этого положения рискнуть имеющимся ради получения существенно большего.
6. Наличие сил, имеющих возможность осуществить финансовую, материальную, информационную и организационную поддержку силам, недовольным существующим положением вещей.

Различия между этими двумя формами нелегитимной смены существующей власти таковы:

1. Момент выхода событий из латентного состояния. Госпереворот требует длительной и относительно тайной подготовки и наличия детализированного плана. Причина же гуманитарной войны достаточно часто связана с событиями, сложно управляемыми, особенно при влиянии на развитие ситуации природных, социальных, демографических факторов.
2. Количество непосредственных участников. Классический государственный переворот подразумевает наличие законспирированной организации, которая не может быть массовой.
3. Вовлеченность в события широких масс. Для гуманитарной войны в идеале необходимо наличие значительного количества молодых мужчин (в возрасте 15-ти — 25-ти лет).
4. Отношение к существующей системе государственного управления. Госпереворот происходит изнутри существующей системы власти, а гуманитарная война может опираться на некоторые элементы существующей власти. При развитии ситуации по сценарию гуманитарной войны существующая система рассматривается как априорно непримиримый противник.
5. Возможность легитимации результатов совершенной операции, особенно при опоре на документы международных наднациональных организаций. Результаты гуманитарной войны могут быть признаны как де-юре, так и де-факто (в Ираке после войны 2003 г. новая система власти была признана даже противниками операции). Признание результатов государственного переворота может затягиваться на длительное время, либо вообще быть связано с личностью лидера госпереворота и системой, возникшей в результате переворота (в Чили государственный переворот 1973 г. был связан с личностью Аугусто Пиночета).
6. Активное использование СМИ и ИКТ для создания необходимых условий развития операции по установленному плану (использование Твиттера и Фейсбука в событиях т. н. Арабской весны в Египте, Ливии и Сирии).
7. Различие в способах изменения проводимой старым государственным аппаратом политики. При госперевороте группировка, захватившая власть, на начальном этапе продолжает использовать существовавшую ранее систему власти, при гуманитарной войне происходит разрушение существовавшей системы не только власти, но и альтернативных и дублирующих сист

ПРИЧИНЫ УДАЧИ И/ИЛИ ПРОВАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ВОЙН КАК ОСОБОГО ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Фактической целью как госпереворота, так и гуманитарной войны, является отстранение существующего лидера от власти и демонтаж существующего политического режима. Различие только в методах.

Если при прямом, классическом, государственном перевороте смена политического режима, скорее всего, происходит уже после переворота, то при гуманитарной войне такая смена происходит во время отстранения лидера и силового демонтажа режима. Государственный переворот более вероятен в государствах с демократическим режимом (или, точнее, стремящихся к нему). Основным условием для него становится ослабление правящей политической элиты.

Потребность в гуманитарной войне возникает тогда, когда существующая политическая система достаточно устойчива к внешним воздействиям (как внутри страны, так и в условиях внешнего давления) и охранные структуры имеют возможность подавлять возникновение центров недовольства еще до перехода их в состояние, необходимое для организации госпереворота. Однако среди населения существует значительный процент лиц, недовольных своим положением (политическим, экономическим, социальным) либо набором предоставляемых благ. При этом среди населения нет понимания того, что имеющийся у него набор благ напрямую связан с существующим политическим режимом и только существующий политический режим является гарантом их предоставления. Кроме того, существующие запреты на те или иные действия и/или удовольствия могут преподноситься как жестокое ограничение свободы и неотчуждаемых прав личности, не указав, что потребуется взамен предоставления этих удовольствий или при снятии этих запретов.

Именно роль населения, точнее, ее наиболее активной и/или недовольной части, делает возможной реализацию замысла гуманитарной войны. Фактически только активность или пассивность населения дает возможность на этапе планирования решить, есть ли смысл использовать технологию гуманитарной войны против той или иной страны. Поэтому для предотвращения опасности гуманитарной войны особую роль начинает играть основная масса населения страны, особенно учитывая, что для гуманитарной войны необходима вовлеченность населения в события вокруг нее. При этом население необязательно должно играть активную роль в процессах. Оно может выполнять пассивную роль — статистов, необходимую для создания информационной картины (пример массы протестующих в Египте на площади Тахрир). Именно роль населения может оказать основную защитную роль в случае гуманитарной войны.

Какую роль население может сыграть в случае гуманитарной войны, хорошо было видно на примере Ливии и Сирии. В Ливии ВВП на душу населения в 2008 г. составлял 12 375 $, ИРЧП — 0,789; в Сирии ВВП на начало 2011 г. составлял 5040,534 $, ИРЧП — 0,662. Ливия по уровню ВВП практически в три раза превосходила Сирию, при этом у населения Ливии не было острой необходимости ежедневно и работать для получения необходимых благ.

На примере Ливии, которая стала жертвой гуманитарной войны видно, что односторонняя гуманизация режима в виде обеспечения населения материальными благами и бесплатными услугами при условии сохранения малой востребованности значительной части населения, а также отсутствия прямой зависимости получаемых благ от прилагаемых усилий резко увеличивает опасность победы гуманитарной войны.

И наоборот, понимание населением того, что именно от него зависит не только его личное и его семьи благосостояние, но и его жизнь, дает возможность предположить, что в случае опасности и при временном параличе органов власти именно население сможет самоорганизоваться и принять меры для отражения как внутренней, так и внешней агрессии. Примером этому может служить война в Сирии, когда именно действия населения создали возможность политическому режиму выстоять до того момента, когда внешнеполитическая ситуация ликвидировала опасность перехода конфликта в состояние гуманитарной войны.

Максим Поляков

Источник: rusrand.ru

© 2015, https:. Все права защищены.