И… мотор!

Посреди темной-темной ночи вдруг загораются прожекторы. С шумом приземляется вертолет. Черные сапоги оставляют глубокие следы на влажном песке, солдаты держат свои автоматы Калашникова наготове. Вот проезжают бронированные лимузины — в них российский спецназ эвакуирует свергнутого украинского президента Виктора Януковича вместе с семьей, спасая его от украинских националистов, угрожавших его жизни. Так, по крайней мере, утверждал Владимир Путин. Российский президент рассказывал, как ему удалось опередить кровожадных националистов. С этих сцен начинается фильм в стиле «экшн» протяженностью в два с половиной часа, показанный по российскому телевидению этой весной. В главной роли — сильный и храбрый Путин, спасающий сначала Януковича, а потом Крым, а потом еще и мир во всем мире.

Вот так сегодня выглядит российская пропаганда. Она уже ничем не похожа на советские черно-белые плакаты с маленькими девочками, дарящими цветы Сталину. Не похожа она и на памятники Ленину в кепке, стоящие где-нибудь перед провинциальными музеями. И на давнишнюю газету «Правда» с быстро расплывающимися строчками и нечеткими фотографиями о жизни брежневских колхозов. Сегодняшняя российская пропаганда выглядит круто, она молода и ультрасовременна. Российские пропагандисты пользуются ноутбуками, смартфонами и интернет-ресурсами вроде Twitter и Instagram. 

Вот они — орудия этой новой, гибридной войны. В ХХ веке СССР располагал лучшим в мире оружием — тогда было важно, какая именно армия одержит победу на поле боя. Сегодня же, в XXI веке, не менее важно, кто расскажет миру лучшую и более убедительную историю. 

Два года назад начальник российского Генерального штаба Валерий Герасимов провозгласил новую военную доктрину. По его словам, современные войны и конфликты имеют «внезапный характер». Поэтому России придется защищаться «не только военными, но и невоенными средствами» — дипломатическими, экономическими, а также в сфере СМИ.

В России никто не говорит о «пропаганде». Считается, что идет война с Западом — журналисты государственных СМИ ведут так называемую «информационную войну».

На Зубовском бульваре в Москве стоит огромное бетонное здание серого цвета длиной почти в полкилометра. Здесь располагается штаб-квартира «информационных воинов»: информационное агентство «Россия сегодня». Просто так попасть внутрь невозможно: для этого нужно преодолеть несколько контрольно-пропускных пунктов. Руководителю агентства Дмитрию Киселеву за многочисленные программы, в которых он поносит Запад, запрещен въезд на территорию ЕС. Он не дает интервью. Но один из сотрудников «России сегодня» подписал разрешение на выдачу мне пропуска в здание. 

Насколько неприступным это здание выглядит снаружи, настолько же оно открыто изнутри. Почти все двери стеклянные. Вот огромный ньюсрум. Между белыми рабочими столами цветут растения. Под потолком висит цифровое табло с «бегущей строкой» — самыми свежими новостями — прямо как в центральном офисе CNN в Атланте. Стены выкрашены в белый цвет. Стеклянные двери не приходится тянуть или толкать — они открываются автоматически, если приложить к специальному датчику пропуск. 

Не седьмом этаже находится тренажерный зал. «Иногда нужно сделать перерыв и отдохнуть от этой Украины», — шутит кто-то. Проголодавшиеся сотрудники могут посетить симпатичное кафе или пообедать в столовой под названием «ТраттоРИА», где им предлагаются на выбор суши или карпаччо из тунца. А вчера в меню была солянка с гренками.

«Россия сегодня» представляет собой ультрасовременную фабрику новостей. Она, по сути, объединяет в себе и телевидение, и радио, и, собственно, информационное агентство. У «России сегодня» есть свои страницы в социальных сетях, агентство проводит опросы своих читателей, слушателей и зрителей и выпускает спутниковые телепрограммы. В холдинг входят также телеканал RT, вещающий на зарубежные страны, а также Sputnik News — информационное агентство, имеющее собственные радиостанции и интернет-сайты на 30 языках. Sputnik работает в 34 странах мира. 

Именно в этом здании Владимир Путин в декабре 2013 года велел организовать штаб-квартиру информационной войны. Как пишет российская газета РБК, бюджет «России сегодня» составляет порядка 15 миллиардов рублей, то есть более 250 миллионов евро.

Целью СМИ, входящих в холдинг «Россия сегодня», является представление миру «российского взгляда» на происходящие в мире события. О том, что это значит, главу агентства спросил британский журналист Петр Померанцев, раньше работавший на RT. «Российский взгляд на вещи есть всегда», — ответил шеф и привел в качестве примера банан. «Для кого-то это еда. Для кого-то другого это может быть оружие. Для расистов это инструмент издевательства над темнокожими людьми. Все может быть. Просто нет объективно однозначного взгляда на то, чем, собственно, является банан, — сказал шеф. — И подобно тому, что банан имеет изогнутую форму, RT проявляет гибкость во имя правды». Вот она — квинтэссенция «российского взгляда». 

Когда летом 2014 года на Украине разбился самолет, выполнявший рейс MH17, причина тому была лишь одна, но зато было множество предположений относительно этой причины. RT сконцентрировался на последних. Когда шок первых минут миновал, Дмитрий Киселев обсудил с людьми в Кремле свои дальнейшие действия. После этого RT и Sputnik, подобно «Катюшам», начали практически ежесекундно «стрелять» различными предположениями по поводу того, почему произошла эта катастрофа. Может, его сбили украинцы, а может, другой самолет, а может, украинская ракета или все-таки силы НАТО, или, наконец, инопланетяне? Все может быть! Лишь одну возможную причину катастрофы они не назвали, хотя именно она представляется самой очевидной: что самолет был сбит ракетой «Бук» российского производства. Но умолчали они об этой причине умышленно. Это и был «российский взгляд». 

«Telling the Untold» — «Говорим то, о чем другие молчат» — вот девиз RT. Выдвигаются совершенно безумные предположения, выпускается дезинформация, выдумываются всякие теории заговора. Компания работает над разнообразными вариантами правды: на ленту выходят какие-то высосанные из пальца новости, например, о том, что на Украине воюют американские солдаты — в расчете на то, что эту «новость» подхватят потом западные СМИ, но потом кто-то «забывает» выпустить опровержение. Расчет делается на то, что что-то потом обязательно отложится в памяти публики. Целью является внедрение в головы людей мысли, что все вокруг являются негодяями. Канал RT сам себе противоречит? Да ничего страшного! Так, Украина является страной националистов, но не отдельной нацией. Россия противостоит фашистам — но при этом поддерживает Марин Ле Пен. Все может быть. 

По этому принципу и действуют киберсолдаты этой российской информационной войны. Газета New York Times несколько недель назад написала, что в Приморском районе Санкт-Петербурга на улице Савушкина есть так называемый «дом троллей». Там работают молодые люди, выполняющие в интернете задания Кремля. Это трехэтажное белое здание на окраине города. Вокруг стоят дома, построенные в сталинские времена. Напротив — ресторан, по обочинам улицы растет множество деревьев. Сейчас этот дом закрыт и производит впечатление заброшенного. Какой-то местный житель предположил, что фирма, работавшая в нем, переехала куда-то в другое место. 

Корреспонденты New York Times поговорили с одной из сотрудниц, долгое время проработавшей в этом здании. Людмила Савчук рассказала, как она ежедневно, с девяти часов утра до девяти вечера писала на всевозможных онлайн-форумах, в социальных сетях и в комментариях к статьям, опубликованным в интернете. Указания о том, что именно ей писать, она получала от руководства. 

На Западе еще несколько лет назад надеялись, что, благодаря интернету удастся ослабить авторитарные режимы и открыть людям, подавляемым этими режимами, глаза на происходящее в мире. Какое же это было заблуждение! Московские компании типа RT приняли на работу великое множество западных журналистов, чтобы оказывать давление на Запад. Петр Померанцев был лишь одним из многих. Авторитарные системы учатся у Запада, а теперь борются против него его же технологиями. 

Программы Киселева не имеют ничего общего с «Черным каналом» (Der schwarze Kanal) — программой, выходившей на телевидении в бывшей ГДР. Они намного динамичнее, громогласнее и современнее западных информационных программ. «Надо быть крутыми!» — провозгласил как-то главный путинский стратег Владислав Сурков, ныне «кукловод» сепаратистов на востоке Украины. 

Наибольшего успеха российские пропагандисты добились в отношении Германии. На протяжении многих лет Федеративная республика была одной из самых любимых стран в России. Но бесконечные сериалы о Второй мировой войне, рассказы о Меркель как о «марионетке США», репортажи о нынешней «фашистской» Германии сделали свое дело, и ситуация изменилась. Согласно результатам опросов «Левада-центра», в 2013 году менее трех процентов россиян считали Германию страной-противником. Сегодня же это число достигло 20%. Страной-другом Германию считают всего лишь два процента россиян. Вот так можно почти в одночасье повернуть общественное мнение в другую сторону!

Два года назад руководство RT объявило о намерении создать немецкоязычную версию телеканала. Этот план до сих пор не был воплощен в жизнь. Есть лишь интернет-канал вещания с довольно бестолковой ведущей. Программы RT транслирует лишь один частный местный телеканал в Тюрингии, который обычно поддерживает левые силы. После обвала курса рубля у «России сегодня» просто не хватает валютных ресурсов для дальнейшего развития в Германии. Но агентству это и не нужно: российские пропагандисты, благодаря помощи коллег с телеканала ARD, располагают аудиторией в десятки миллионов зрителей. Им довольно легко удалось, участвуя во всевозможных ток-шоу под видом журналистов, распространить «российский взгляд» среди немецкой публики. 

В результате возникла двойственная ситуация. С одной стороны, 65% немцев — невысокого мнения о Путине и считают, что Россия поддерживает сепаратистов оружием. Тем не менее, у русских есть и немало сторонников. Их пропагандисты смогли внедрить в сознание немцев свои мотивы. Так, некоторые уже говорят вещи типа «Крым вообще-то всегда был русским» или «Украину нельзя назвать настоящим государством», или «России пришлось так поступить из-за расширения НАТО», или «Майдан профинансировали американцы». Подобного рода «мудрости» в последнее время высказывают даже некоторые немецкие депутаты. 

И вот он, успех. Подобные убеждения оправдывают Путина и делают нелегитимной западную критику в адрес действий России. Упор делается на то, чтобы внести в умы народных масс смятение, чтобы последние были готовы воспринять сразу несколько возможных вариантов истины, главной из которых является то, что Запад не прав. В конце июня бывший государственный министр в Министерстве иностранных дел Лудгер Фольмер (Ludger Volmer) в радиоинтервью назвал Майдан «путчем» и добавил: «Но если восточная Украина выйдет из нового украинского государственного образования, то это будет незаконно, и одновременно это будет лицемерием и проявлением двойной морали западной политики». Даже Дмитрию Киселеву не удалось бы сформулировать эту мысль еще точнее.

Михаэль Туманн

Источник: inosmi.ru

© 2015, https:. Все права защищены.