Япония в Юго-Восточной Азии: процесс активизации развивается

События последних двух месяцев подтверждают ранее отмечавшуюсявсестороннюю активизацию Японии в Южно-Китайском море (ЮКМ) и в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА) в целом. Особая значимые для неё проблемы контроля над этим регионом отчётливо проявилась в ходе обоих мировых войн прошлого века.

Сегодня ЮКМ является ключевым и самым уязвимым звеном морского торгового маршрута, начинающегося в зоне Персидского залива и проходящего через Индийский океан. Обеспечение бесперебойного функционирования этого маршрута становится для Японии вопросом жизни и смерти.

Он особенно обострился после вывода из эксплуатации почти всех японских АЭС, следствием чего явилось повышение с 70% до 90% уровня зависимости энергетики страны от импорта углеводородов. Из них 90% ввозятся из зоны Персидского залива.

Однако на превалирующее влияние в ЮКМ и в ЮВА претендует Китай, который в Японии рассматривается в качестве главного источника потенциальных вызовов национальным интересам. Порядка 80% ареала ЮКМ КНР считает неотъемлемой частью своей территории в силу «исторических» причин.

Поэтому давно развивающаяся двусторонняя коллизия в Восточно-Китайском море вокруг островов Сенкаку/Дяоюйдао начинает распространяться на ЮКМ. Есть все основания полагать, что на этом процесс расширения пространства японо-китайского соперничества не остановится, и уже в ближайшие годы мы будем наблюдать его в Индийском океане.

До сих пор основным инструментом Японии в решении внешнеполитических проблем остаётся её третья в мире экономика и, в частности, комплекс программ оказания экономической помощи развивающимся странам Official Development Assistance (ODA), которые реализуются по линии Организации экономического сотрудничества.

В документах, регламентирующих оказание помощи в рамках ODA, прямо говорится об её использовании в целях решения проблем в сфере обеспечения безопасности и национальных интересов самой Японии. Представляется немаловажным отметить, что программа ODA реализуется по линии МИД страны.

Объём ежегодного финансового обеспечения японской ODA в последние годы находится на уровне 15 млрд долл. При этом регион ЮВА является одним из основных получателей японской экономической помощи.

Показательным примером её результатов стало открытие в апреле текущего года в Камбодже крайне важного моста через Меконг длиной свыше двух километров и стоимостью в 130 млн долл., построенного на средства японской ODA. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен назвал завершение строительства этого моста проявлением «долгосрочной дружбы между Камбоджей и Японией».

Аббревиатура ODA постоянно упоминалась в ходе очередного 7-го саммита в формате «Япония — страны Большого Меконга», состоявшегося в Токио 4 июля 2015 г.

В объединение «Большой Меконг» входят пять стран (Вьетнам, Кмбоджа, Лаос, Мьянма и Таиланд), для которых всесторонняя эксплуатация великой реки региона ЮВА, а также поддержание экологической чистоты в её бассейне имеет жизненно важное значение.

Японо-китайская борьба за влияние на эту группу стран (а также на более широкое объединение АСЕАН, в которое все они входят) приобретает всё более отчётливый характер, несмотря на периодически проводимые двусторонние консультации с целью согласования усилий в странах «Большого Меконга».

Площадкой для таких консультаций является «Японо-Китайский политический диалог в регионе Меконга», пятое заседание которого состоялось в начале декабря 2014 г.

Поскольку пока японо-китайское соперничество выливается в соревнование в сфере количества и качества разного рода инфраструктурных проектов (типа упоминавшегося выше моста в Камбодже), которые предлагаются пятёрке стран «Большого Меконга», то последние пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

В конце декабря 2014 г. премьер-министр КНР Ли Кэцян принял активное участие в проведении очередного саммита стран-участниц этого объединения. В ходе заседания китайский премьер заявил о возможности финансирования различного рода проектов в странах пятёрки на общую сумму в 3 млрд долл.

Что касается саммита «Япония — страны Большого Меконга», то он завершился принятием детально разработанной новой стратегии двусторонней кооперации на последующие три года. При этом констатируется «полный успех» предыдущей стратегии, принятой в 2012 г., в рамках которой Япония в рамках ODA выделила странам объединения порядка 6 млрд долл.

Страны «Большого Меконга» высоко оценивают роль Японии не только в плане помощи их экономическому развитию, но и в «укреплении стабильности» в ЮВА. В упомянутом документе выражается надежда, что Япония и далее будет столь же плодотворно взаимодействовать со странами региона.

Обоснованность этих надежд базируется, в частности, на очередном обязательстве Японии выделить странам «Большого Меконга» в последующие три года финансовую помощь по линии ODA на сумму около 6,1 млрд долл.

Из четырёх «краеугольных» направлений дальнейшего развития двусторонней кооперации обращает на себя внимание пункт «Координация с заинтересованными партнёрами». В числе основных таких партнёров упоминаются Всемирный банк и «в особенности» контролируемый Японией Азиатский банк развития, тесно взаимодействующие между собой в регионе США и Япония, тот же «Японо-китайский политический диалог в регионе Меконга».

Прошедший саммит в очередной раз продемонстрировал стремление большинства стран пятёрки занять политически нейтральную позицию в игре между обеими ведущим державами Азии и не усложнять себе процесс «доения» основных финансово-экономических доноров.

В частности, в итоговых документах отсутствует такая важная для всего «Большого Меконга» тема, как обострение ситуации в ЮКМ в связи с китайскими строительными работами на некоторых из расположенных здесь спорных островах.

Однако позиционирование Вьетнама в отношении политики КНР в регионе начинает заметно выделяться из общего относительно «нейтрального» фона пятёрки в целом.

Это, в частности, проявилось на том же саммите в Токио, когда на отдельной совместной пресс-конференции премьер-министров Вьетнама и Японии Синдзо Абэ заявил, что обе страны «разделяют серьёзные опасения относительно односторонних попыток изменить статус-кво», сложившегося в ЮКМ. При этом, однако, он не назвал прямо источник японо-вьетнамских опасений.

Ситуация в японо-китайских отношениях в целом и в ЮВА в частности может и далее развиваться в неблагоприятном направлении по мере подключения министерства обороны Японии к процессу обеспечения национальных интересов. В текущем году Япония уже провела два совместных военных учения с Филиппинами — наиболее жёстким региональным оппонентом КНР.

С принятием 16 июля с.г. японским парламентом нового пакета законов в сфере обороны следует ожидать только усиления военного присутствия Японии в ЮВА.

Комментируя последние японские мероприятия в ЮВА как экономического, так и военного плана, обозреватель журнала American Interest не без основания заключает, что все они «имеют целью противостоять растущему китайскому влиянию в регионе».

Владимир Терехов,

Источник: ru.journal-neo.org

© 2015, https:. Все права защищены.