Йеменская война: организация гуманитарной катастрофы

Через четыре недели после начала военно-воздушной операции в Йемене проявляется подлинная цель просаудовской коалиции. Она заключается в организации масштабной гуманитарной катастрофы. С желательной локализацией лишений и страданий в северных и западных провинциях страны, контролируемых движением Ансар Алла.

Где проживает свыше половины йеменского населения. Где традиционно исповедуют шиитскую версию ислама, в отличие от господствующей на Аравийском полуострове и вообще в мусульманском мире суннитской конфессии. Где велико влияние Ирана, где сосредоточена основная экономика небогатой страны. Противостояние Ирана с парадоксальным союзом Саудовской Аравии и Израиля становится главным конфликтным фактором многострадального Ближнего Востока.

Эр-Рияд проводит показательную порку отступников-еретиков. Дерзнувших захватить власть в сопредельном государстве. Экзекуция осуществляется постоянными и усиливающимися авиационными налетами на добрую (и несчастную) половину Йемена. Насилие усугубляется морской блокадой йеменского побережья, контролем авиационных и сухопутных путей сообщения. Безусловно выгодна для королевства и прочих нефтяных монархий резолюция СБ ООН, запрещающая оружейные поставки хоуситам. Впрочем, с 2011 по 2014 год только США отгрузили Сане оружия на 500 млн. $. Запасов вооружений и боеприпасов в стране хватит на несколько лет боевых действий. Проблему Йемена пытаются решить дистанционными ударами за счет подавляющего технологического и финансового превосходства над повстанцами.

Чем нынешняя военная операция против Йемена отличается от других — в Ираке, Ливии, Ливане, Мали, Афганистане, Сомали, ЦАР? Тем, что впервые происходит сугубо внутриисламский конфликт, без видимого привлечения западного милитаристского потенциала. Тем, что региональная держава (при всем уважении к Саудовской Аравии на роль глобального политического игрока она не тянет) открыто атаковала суверенную страну без каких-либо вердиктов международного сообщества. Резолюция СБ ООН принята 14 апреля, а первые налеты состоялись 26 марта. Тем, что удары просаудовской коалиции откровенно наносят ущерб гражданской инфраструктуре, бьют по целям невоенного назначения.

То есть это не хоуситы вещают — смотрите, как саудовские самолеты разворотили мечеть, разнесли машину скорой помощи вместе с пациентом и бригадой врачей, подорвали водопровод или сровняли с землей рынок с продавцами и покупателями. Это сама коалиция рапортует о своих уничтожающих успехах с подробными доказательствами, фотографиями, видеороликами, с официальными комментариями: В этой йеменской провинции нанесен удар по складам с зерном. В том регионе разгромлены цементные заводы. Здесь уничтожены запасы нефти, емкости с дизельным топливом, резервуары с бензином. Там взорваны линии электропередач и вышки сотовой связи. В этом городе выведены из строя дороги, в том поселке разрушены мосты и какие-то ангары. Бомбовым ударам подвергаются жилые дома, спортивные сооружения (!), туристические комплексы (!!), школы (!!!). Стоит подчеркнуть — никто в Эр-Рияде не сожалеет о таких последствиях, не называет их случайными, не извиняется, не обещает быть поаккуратнее впредь.

Разумеется, одновременно авиация просаудовской коалиции бомбит и военные цели мятежников-иноверцев. Арсеналы, склады, бронетехнику, казармы, блок-посты, воинские части, объекты ПВО. Счет уничтоженных боевых объектов хоуситов идет на сотни. Интенсивность налетов достигла 120 вылетов в день и приобрела ритмичный, хорошо организованный характер. Первые потери в два сбитых саудовских бомбардировщика остаются и последними. Противовоздушная оборона повстанцев фактически подавлена и дезорганизована. Красноречив факт демонстрационного полета разведывательного беспилотника ВВС США над столичной Саной. Воздушного шпиона не удалось сбить, не смотря на включенные бортовые огни и многочасовую пальбу из всех зениток.

При этом ни один удар не пришелся на йеменские территории, подконтрольные Аль-Каеде Аравийского полуострова. Ни один. Радикальные исламистские группировки хозяйничают в стратегически важном порту Мукалла, в городе с 300.000 населением. Несколько дней назад они захватили аэропорт Эр-Риян у правительственных войск и ведут с ними бои близ города Тарим, древнего культурного центра. Йеменская Аль-Каеда властвует в самой обширной провинции Хадрамаут, контролируя протяженную границу с Саудовской Аравией — и на этой границе все спокойно, даже дружественно. Сражения исламистов с шиитским ополчением происходят в провинциях Эль-Бейда и Эль-Джауф. Бомбовые удары приходятся на хоуситов, различные грузы достаются их противникам.

При фактической поддержке США пресловутая Аль-Каеда воюет в арабской стране.Захватывает новые территории, расширяет влияние на местные племена и элиты, приумножает свою региональную и глобальную значимость. «Потрясающий» результат многолетнего похода против мирового терроризма.

В северо-западных провинциях Йемена сосредоточены основные пахотные земли, генерирующие мощности, запасы топлива, сами нефтепромыслы и большинство населения. Здесь же укрепились шиитские повстанцы и сюда же приходятся бомбовые удары просаудовской авиационной коалиции. Промежуточный итог принуждения Йемена заново возлюбить беглого президента таков:

Дефицит продовольствия испытывают 10.5 миллионов йеменцев. Почти 4.8 миллиона жителей страны находятся в состоянии крайней, критической нужды. 16 миллионов человек (из 26 млн. населения) испытывают проблемы с гуманитарным обеспечением. Несколько миллионов лишены доступа к безопасной питьевой воде. 850 тысяч йеменских детей голодают уже сейчас. 850 тысяч. Детей. Голодают. Под бомбами и без нормальной питьевой воды. Вынужденных внутренних мигрантов и беженцев насчитывается 334 тысячи и 254 тысячи человек. Цены на основные продукты питания и топливо выросли в несколько раз. Импорт продукции сельскохозяйственного назначения — за счет чего существуют две трети йеменского населения — сильно упал. Как по причине роста цен на внутреннем рынке, так и ввиду транспортных трудностей и авиационных налетов. «Врачам без границ», миссиям Международного Красного Креста отказывают в доступе на йеменскую территорию либо ограничивают ареал их действий из соображений безопасности. Гуманитарных коридоров и мирных пауз для доставки критически важных грузов для мирного йеменского населения как не было, так и нет. Таковы данные ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), FAO (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), комиссариата ООН по делам беженцев, международных гуманитарных организаций. Наверняка неполные, фрагментарные, заниженные.

В Йемене уже произошла гуманитарная катастрофа. Цивилизованный мир… наверное, честнее сказать «цивилизованный мир» просто не имеет медийного доступа к эпицентрам страданий и смертей. Или не желает их видеть. Спрашивается, почему подал в отставку специальный представитель ООН по Йемену г-н Джамал Беномар? Переживший на этом посту все политические завихрения в Йемене, начиная с 2011 года? Да потому что у него есть понимание — что уже случилось со страной и что с ней произойдет в ближайшие недели. Почему к немедленному прекращению огня призывает генсек ООН и все гуманитарные организации? В жарком климате, при дефиците медицинского обслуживания, продуктов и питьевой воды ущерб от бомбежек отойдет на второй план. На первый выйдут эпидемии, варварство и дикость.

Посол Саудовской Аравии в США заявил, что «Военная компания коалиции весьма успешна и проходи гораздо лучше первоначальных ожиданий… удалось нанести большой ущерб повстанцам, влияние правительственных сил растет… операция будет продолжена, пока не достигнуты все ее цели…».

Пока что в Йемене растет влияние Аль-Каеды и приумножаются страдания миллионов людей. Многие из которых совершенно не причастны к хоуситам, уж не говоря о 850.000 голодающих детей. Возвращение к власти беглого президента М. Хади выглядит насмешкой над здравым смыслом. Срок его полномочий (в том числе единолично пролонгированных!) давно истек. Да и какое будет отношение к инициатору бомбардировок собственной страны, к соавтору масштабной национальной катастрофы? На штыках можно победить, но очень неудобно сидеть. Особенно на иностранных штыках. Впрочем, вторжения в Йемен коалиция явно избегает, ограничиваясь мутными угрозами. Оно и понятно, «никто не хотел умирать». Раз уж имеется возможность избежать собственных жертв и приумножить их у врагов с безопасного расстояния. Дипломатический диалог различных йеменских группировок саботируется самой коалицией.

В сопредельных с северо-западным Йеменом королевских провинциях Асир и Джизан большинство населения — единоверцы уничтожаемых шиитов. Собственно, раньше они были частью Йемена, отторгнутой от него в первой половине XX века. Там живут единоверцы голодающих людей и умирающих детей. Саудовский эксперимент по кратчайшей организации гуманитарной катастрофы можно признать смелым, решительным и во многом состоявшимся. Эр-Рияду осталось уклониться от его мстительных последствий. Возможно, саудовская армия выжидает отчаянного удара хоуситских отрядов по виновнику бомбовых нападений. Где-то такое уже было… «Сокрушительным ответным ударом разгромить агрессора на его территории, выиграть войну малой кровью…». Тактически подход правилен, насколько удастся стратегически — неизвестно. Эпидемии, варварство и дикость не ведают государственных границ.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

© 2015, https:. Все права защищены.